Взрослая драма детского театра

Оценить
Есть ли у Валерия Райкова шанс вернуться в кресло директора ТЮЗа?

«...Тридцать лет в вашем гребаном театре отработала, меня каждая крыса в этом городе знает! А ты тут кто такой? Из Москвы он, б..., приехал, режиссер он, б..! ... Я Карлсона играла, Буратино, меня Папа Карло, б..., строгал, когда тебя еще в планах не было! Я пятнадцать лет Чиполлино была, я, б..., весь мировой репертуар переиграла. Профнепригодная я! Прошу любить, б..., и жаловать! Здравствуйте, дети, я профнепригодная, вы посмотрите на меня!» Это монолог уволенной актрисы из пьесы Ярославы Пулинович «Как я стал...», читка которой состоялась в рамках фестиваля-лаборатории «Четвертая высота. От А до Я: Азбука детского театра» в Саратовском ТЮЗе Киселева в декабре минувшего года. Тогда никто и не подозревал, что эти брутальные фразы в стенах детского театра станут сродни «черной метке» для директора ТЮЗа Валерия Райкова. Ведь буквально через несколько дней после фестиваля в прессе появились анонимные письма о должностных злоупотреблениях директора, а 12 января он был уволен.

С момента этой громкой отставки прошел месяц. Вернуться к этой теме нас побудили многочисленные звонки в редакцию, смысл которых сводился к одному: «Не отразятся ли скандалы вокруг любимого дома саратовской детворы на его творчестве»? Тем более что на сайте Следственного комитета появилось официальное заявление, в котором говорится, что опубликованные в местных СМИ сведения подлежат дополнительной проверке со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В прошлую пятницу начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД Алексей Егоров сообщил нам следующее: «По обращению и поручениям Саратовской областной прокуратуры, СО СКР по Саратовской области, министра культуры Саратовской области ревизоры Управления экономической безопасности и противодействия коррупции полиции ГУ МВД региона проводят документальную проверку финансово-хозяйственной деятельности ТЮЗа, в том числе по фактам, изложенным в СМИ». Несложно догадаться, что подобные обстоятельства болезненно дискомфортны для творческих людей. Коллектив продолжает задаваться вопросом: за что уволен директор? Саратовская театральная общественность размышляет о том, какие последствия повлечет за собой отставка Валерия Райкова? Ответы на эти вопросы полярны…

Вначале напомним «историю вопроса». Тревожный звонок в адрес саратовского ТЮЗа прозвучал ровно год назад, когда региональная Счетная палата обнародовала результаты проверки театра. В ходе нее выяснилось, что в штатном расписании учреждения значится большое количество вакансий, на которые региональный минкульт во главе с Владимиром Синюковым, тем не менее, начислял заработную плату. Еще были обнаружены колоссальные «ножницы» в доходах финансово благополучной администрации и умеренно живущих актеров. Тогда этой информации не был дан ход, хотя против тогдашнего директора саратовской академоперы Ильи Кияненко (здесь инспекторы нашли абсолютно аналогичные нарушения хозяйственной деятельности) началась целая кампания.

О ТЮЗе в этом плане вспомнили в конце декабря прошлого года. В прессе появилась информация о некоем анонимном письме в правоохранительные органы, написанном актерами Театра юного зрителя. В тексте анонимки якобы были изложены факты превышения должностных полномочий директором театра. Факт существования письма тогда не подтвердило ни одно правоохранительное ведомство области. 12 января приказом регионального министерства культуры Валерий Райков был уволен с поста директора с формулировкой «без объяснения причин». За этим последовала череда открытых писем в поддержку Валерия Николаевича.

«За всю историю театра мы привыкли, что наше мнение уважают и к нему прислушиваются, и впервые мы не были услышаны. Это настораживает и заставляет задуматься о дальнейшей судьбе театра в нашем городе», – обратился к губернатору Валерию Радаеву коллектив театра (большая его часть). Под этим обращением с просьбой восстановить г-на Райкова в должности руководителя подписались выдающиеся российские и зарубежные деятели культуры.

В одном из выступлений по этому поводу в местных СМИ художественный руководитель театра Юрий Ошеров назвал такой шаг правительства «посягательством на свободу, в атмосфере которой творит саратовский ТЮЗ» и предположил, что Валерий Николаевич был неугоден властям из-за своего свободолюбия. Режиссер с мировым именем Маттиас Лангхофф в открытом письме министру культуры Саратовской области Светлане Краснощековой написал, что это решение наполняет его печалью и гневом. Одними из главных качеств саратовского коллеги Лангхофф назвал любовь и энергию, которую Валерий Райков дарил своему театру, и благодаря этому ТЮЗ Киселева «был принят в странствующую семью мирового театра». Тогда же свой комментарий сложившейся ситуации озвучила министр культуры Светлана Краснощекова. Светлана Владимировна сообщила, что приказ об отставке Валерия Райкова – результат тщательного изучения ситуации, сложившейся вокруг ТЮЗа, и анализа дальнейшей его работы. Чиновница подчеркнула, что это решение принято министерством совместно с Валерием Николаевичем и ему было предложено несколько вариантов дальнейшего трудоустройства.

Светлана Владимировна также рассказала, что у Райкова «свое видение продолжения трудовой деятельности, и оно не связано с Саратовской областью».

Спустя месяц после этой громкой отставки театр Киселева продолжает оставаться одним из основных ньюсмейкеров региона. Комментарии официальных лиц по поводу отставки Валерия Райкова сохранили актуальность. В самом же театре в свете последних событий настроение можно назвать выжидательно-затаившимся. Сегодня ТЮЗ сосредоточен на работе над новыми постановками. Здесь идут репетиции «Фиесты» по роману Эрнеста Хемингуэя. И сторонники Валерия Райкова, и «неподписанты» обращения к губернатору сегодня единогласно кратки: «Без комментариев». Анонимный характер скандальной истории с блеском выдерживается и на многочисленных интернет-форумах. От каких-либо комментариев по поводу своей отставки отказывается и сам Валерий Николаевич, считая, что яркая творческая деятельность саратовского ТЮЗа и признание театра в международном культурном пространстве гораздо красноречивее всех рассуждений на эту тему.

Более разговорчивы собеседники за пределами театра. Если не противоречивый, то далеко не однозначный портрет экс-директора возникает из рассказа актрисы Светланы Никулиной, которая шесть лет служила в театре Киселева: «До сих пор не могу оценить ситуацию, которая со мной произошла. На сцене саратовского ТЮЗа я сыграла несколько главных ролей, положительно оцененных критикой. У нас сложились замечательные отношения с директором. Первые три года я была в театре «на контракте», поскольку преподавала в консерватории и не хотела терять бюджетное место. Валерий Николаевич все это время спрашивал, когда я принесу «трудовую» в ТЮЗ? В конце концов, это произошло. Вскоре я ушла в декрет, а о том, что не буду играть, сообщила еще на ранних сроках. Ко мне отнеслись с пониманием. С директором мы обговорили, когда закончится мой отпуск по уходу за ребенком. И вдруг за две недели до выхода на работу мне сообщают, что администрацией театра контракт со мной расторгнут без объяснения причины. Эта ситуация меня просто шокировала. И еще показалось странным, что до этого случая мы с Валерием Николаевичем общались лично, а об увольнении мне сообщил начальник отдела кадров театра. В трудовой инспекции мне сказали, что это решение законно. В таком случае, зачем было нужно требовать мою трудовую книжку, если основополагающим является контракт? Позиция директора мне показалась по-человечески непонятной».

Если рассматривать отставку Валерия Райкова в профессиональной плоскости, то мнения на этот счет тоже полифоничны. Одни считают, что исчезновение с театральной карты Саратова ключевой фигуры, какой является Валерий Райков, мягко говоря, недальновидно. В частности, заместитель на освобожденной основе Райкова по Союзу театральных деятелей профессор Римма Белякова уверена, что театру Киселева необходим именно этот руководитель: «Я подписала письмо в поддержку Валерия Николаевича, и больше половины театра сделали то же самое. Кто-то разочаровывается – это его право. Для меня же главным показателем остается то, что это гениальный театральный менеджер, высокий профессионал. Он с блеском выполнял все свои функции, всегда помогал театральному институту. Человека сняли с должности. За что, про что? Какая-то непонятная ситуация. У нас до серной кислоты, слава Богу, не дошло. А доходит. Грустно, что театр становится местом каких-то политических интриг».

То, что история с ТЮЗом является отражением общероссийской, уверен и бывший директор Саратовского академического театра оперы и балета Илья Кияненко. И в первую очередь это касается творческого аспекта деятельности Театра юного зрителя. «Валерий Николаевич, несомненно, не бездарный человек, – говорит Илья Федорович. – Он старался, чтобы театр всегда находился в каком-то творческом поиске. Вызывает сожаление только то, что Театр юного зрителя ушел от своего прямого назначения, о котором всегда говорил Киселев, и это, в общем, неправильно. Хотя сейчас во всех ТЮЗах страны прослеживается такая тенденция – равняться на взрослую публику. Мне кажется, это не есть хорошо».

Кроме этого, экс-директор академоперы считает, что до увольнения Валерия Райкова довело «сидение на двух стульях», то есть борьба за оба здания: «По большому счету ТЮЗу не нужно было новое здание. У него был свой зал на пятьсот мест, свой зритель, аншлаги. И с другой стороны, раз получили новое здание – осваивайте. Нет, Райков стал доказывать, что спектакли, которые идут в старом здании, к новой сцене адаптировать нельзя. Это все чушь. Случилось несчастье, и в результате все спектакли старой сцены прекрасно играются в новом здании. Получается, что в театре сами себя опровергли. Эта политика и довела до такого результата. И потом, про старый ТЮЗ коллектив говорит – намоленное здание. Если так, то почему ж вы его не берегли? При штате в 32 пожарных. Вот опять же, бывший министр культуры Владимир Синюков в свое время замял результаты инспекторской проверки в театре Киселева, а случившаяся октябрьская трагедия показала: если бы театр проверили, то, скорее всего, пожара бы не случилось. Поэтому увольнение Валерия Райкова вполне логически объяснимо».

Главный режиссер Саратовской областной филармонии им. Шнитке Александр Авдонин историю с увольнением Валерия Райкова также в определенной степени связывает с тем обстоятельством, что «в отечестве не осталось настоящих храбрых рыцарей детского театра». «Сложности в жизни детских театров России начались еще в годы перестройки, потому что вдруг страна перестала заботиться о том, кто подрастает, – убежден Александр Владимирович. – В результате нет детских фильмов, хорошие драматурги не пишут для детей. Взгляните на афишу. В основном, то, что предлагается детям, это старые сказки. Но если сказки еще можно найти, то спектакли для детей среднего возраста (адресного зрителя ТЮЗа) в репертуаре не появляются. Хотя Юрий Петрович Киселев такие пьесы находил. В результате, саратовский ТЮЗ стал еще одним театром драмы. Я не понимаю, зачем в театре юного зрителя «Самоубийца», «Пришить старушку». Помилуйте, мы живем во время, когда критерием того, что учащийся понял «Войну и мир» и «Анну Каренину», являются правильные ответы на вопросы «Какого цвета платок у Наташи Ростовой» и «Как звали лошадь Вронского»? Наша система образования вызывает большие вопросы. И детский театр просто обязан восполнять эти пробелы. С ТЮЗом я в сложных отношениях потому, что прихожу, хочу посмотреть спектакль, сижу до конца и ухожу грустным. Я не вижу того первого детского театра, который был создан Юрием Петровичем Киселевым.

Понимаю, жизнь меняется. Но, думаю, Киселев никогда не потерпел бы ненормативной лексики на сцене театра, гинекологических операций в «Мнимом больном». Пересмотр репертуара, эпопея со строительством, по моему мнению, потихоньку выветривали из театра дух его основателя. Что касается стремления обновить площади, мне кажется, можно было ограничиться перестройкой сценического пространства старого здания. Я бы сломал у старого ТЮЗа сценический портал и построил бы так, чтобы на сцене все «переворачивалось, сворачивалось, стреляло, лилось», а зал оставил таким, какой он есть. Для детской аудитории есть определение: критическая масса. Если юных зрителей в зале мало – они не смеются, если много – они не слышат. У старого ТЮЗа была оптимальная масса, когда и видно, и слышно. А в результате в борьбе за четыре площадки театр проиграл. Его «увело» от детства. Поэтому мы сегодня являемся свидетелями таких печальных событий. Скажу крамольную вещь, но в истории с увольнением Валерия Райкова проиграло и правительство. Говоря человеку «Ты был не прав», логичным было применить соответствующие санкции. Либо не надо было лишать должности, потому что фактов нет, либо предъявите реальные доказательства».

Главреж филармонии прокомментировал и наличие в штатном расписании ТЮЗа «пустых» вакансий: «Что касается запаса штата, ни один театр не мог бы прожить без этого. Это дает возможность нормального существования. Если я буду четко выдерживать штатное расписание, у меня либо по театру будет ходить толпа бездельников, либо, когда появится гениальный артист, я не смогу его взять из-за того, что все единицы заняты. Другой вопрос, что во всем должна преобладать разумная мера».

На вопрос о том, есть ли у Валерия Райкова шанс вернуться в кресло директора Саратовского театра юного зрителя, наши собеседники не ответили. Но остались единодушны в следующем пожелании: если ТЮЗ останется последовательным в своем сотрудничестве с выдающимися режиссерами современности, то их стоит приглашать для постановки ДЕТСКИХ спектаклей. Пока же театральная общественность и зрители ждут точки в этом конфликте. И надеются: какой бы она ни была, главное, чтобы не пострадало детство.