В Саратове появились еще двести обманутых дольщиков

Оценить
В Саратове появились еще двести обманутых дольщиков
Радиолокационная установка «Саравиа». Антон Наумлюк
Люди, купившие квартиры у компании «Новострой XXI», которую до 2012 года возглавлял депутат областной думы от ЕР, остаются без жилья

Конфликт вокруг двух новых десятиэтажных домов в поселке Новый, у поворота на Кирпичный завод, возник давно. Саморегулирующаяся компания-застройщик «Алмит» подготовила всю проектную документацию в 2006 году. Через два года право на строительство приобрело ООО «Новострой XXI». Тогда же Государственный научно-исследовательский институт «Аэронавигация» провел экспертизу проектной документации. В заключении института об оценке влияния строительства на безопасность полетов от 5 июля 2008 года указано, что дома высотой не более 181 метра опасности для полетов не представляют.

В ноябре региональный центр экспертизы строительства выдал положительное заключение на проект и рекомендовал к его утверждению, при этом уже тогда указывалось на необходимость получить оценку влияния строительства на качество радиолокационного контроля полетов от Государственного научно-исследовательского института «Аэронавигация».

Сами локаторы принадлежат государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации. Это предприятие занимается обслуживанием локационных систем на территории аэропорта. Оно же провело экспертизу влияния домов на работу локаторов в 2011 году. Специалисты, проводившие проверку – Сурков и Никонов, были впоследствии допрошены как основные свидетели в суде. В заключении было указано точно: строящиеся дома создают превышение угла закрытия на 1 градус (на высоте 6 тысяч метров), на 1 градус 20 минут (10 тысяч метров). А на расстоянии 77 километров для аэропорта «Саратов Центральный» закрывается один радиоканал из двух. Проще говоря, из двух радиолокационных систем, которые обеспечивают безопасность движения, одна, при определенных условиях, отказывается функционировать. Эти условия возникают при одновременном полете самолетов с аэропорта «Саратов Центральный» и «Энгельс-2».

Представитель Госкорпорации на суде пояснил: «Согласование производит «старший авиационный начальник». В нашем случае генеральный директор «Саравиа». Хотя решение выносит не единолично, а создается межведомственная комиссия. В комиссию сдается проектная документация и изучается. Когда не хватает информации, мы направляем застройщика в экспертную организацию, которая определяет параметры проверки. Но «Новострой XXI» не представил экспертного заключения, ссылаясь на экспертизу 2008 года, хотя она проверяла дома на препятствия для полета, а не для локации полетов».

На необходимость такого согласования «Саратовские авиалинии» указывали еще при подготовке проектной документации в 2005 году в письме на имя генерального директора «Алмит»: «Для решения данного вопроса Вам необходимо получить заключение от ГосНИИ «Аэронавигация» или ГПИ НИИ «Аэропроект», так как на основании предварительных расчетов специалистами Саратовского центра ОВД филиала «Аэронавигации Центральной Волги» по углам закрытия обзора ОРЛ-А строительство здания (…) окажет влияние на качество радиолокационного контроля за воздушными судами».

В 2006 году письма с подобным содержанием направлялись в «Алмит», а с 2011 года – в «Новострой XXI». Ни одного положительного решения по этим письмам застройщиками принято не было. А администрация города продолжала в нарушение «Воздушного кодекса РФ» выдавать разрешения на строительство по несогласованным документам.

И «Саравиа», и «Госкорпорация по ОрВД» обращались в городскую администрацию, в комитет по архитектуре и градостроительству, в областное министерство строительства и ЖКХ с требованием учитывать при выдаче разрешений на строительство нормы федерального законодательства. В 2011 году на имя главы города Олега Грищенко было направлено письмо с просьбой «прекратить практику выдачи разрешений на строительство на приаэродромной территории в нарушении требований статей 46, 47 Федерального закона «Воздушный кодекс РФ». Речь в этих статьях идет о необходимости согласования строительства и об ограничениях, которые накладывает на застройщика близость аэродрома и локаторов на нем.

Интересно, собирается ли Олег Грищенко исполнять законодательство при взаимодействии с «Аэрофлотом», который он с таким безнадежным упорством призывает в область?

Тем не менее, разрешение на строительство двух десятиэтажек «Новостроя XXI» было получено весной 2011 года. Отказ «Саравиа» согласовать проект из-за помех, препятствующих сигналу локаторов, никто в администрации не учитывал. После этого делом занялась транспортная прокуратура, которая добилась возбуждения дела и потребовала отменить разрешение на строительство. В январе этого года по инициативе прокуратуры были приостановлены все сделки по квартирам в злополучных домах.

Во время судебного заседания Андрей Яковлев, представитель «Саратовских авиалиний», предлагал рассмотреть альтернативный способ решения конфликта, пояснив, что «ОАО «Саравиа» не является собственником данного оборудования (локаторов) и принимать подобные решения не правомочно. Оборудование принадлежит государству и находится в ведении ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения». В тоже время, если будет решен вопрос о технической возможности перенесения локаторов и его финансирования за счет ответчика и этот перенос не затронет интересы пассажиров, пользующихся воздушными перевозками, и не скажется неблагоприятно на безопасности, регулярности авиаперевозок и пропускной способности воздушных трасс, то ОАО «Саравиа» не будет возражать против такого переноса. Надо сказать, локаторы уже переносили при строительстве таксопарка после экспертного разрешения. Если же их перенести еще раз, то сигнал на протяжении 500 метров станет опасным для жителей.

Судебное разбирательство, длящееся с апреля 2012 года, с проведением дополнительной экспертизы специалистами ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация», закончилось вчера вечером. На заседании присутствовали полсотни дольщиков, представители администрации, градостроительного комитета, застройщика «Новострой XXI», «Госкорпорации» и «Саратовских авиалиний». Судья удовлетворила иск прокуратуры и постановила дома снести. Единственным решением в отношении городской администрации стало отмена разрешения на ввод домов в эксплуатацию. Таким образом, 200 семей, уже успевших приобрести квартиры, остаются без жилья.

Компания «Новострой XXI», которую до 2012 года возглавлял депутат областной думы от партии «Единая Россия» Алексей Сергеев, строила дома, будучи прекрасно осведомленной о нарушении федерального законодательства, а самое главное, об угрозах безопасности полетов, которые создают многоэтажки. «Новострой XXI» продавал квартиры в этих домах весь 2012 год. Список дольщиков, которые лишаются сейчас жилья, составил сорок с лишним страниц в судебном деле.

После заседания,представитель застройщика, отвечая на вопросы дольщиков, переложила всю ответственность на городскую администрацию, заявив, что компания вместе с гражданами будет подавать иск на действия муниципалитета и что возмещение потерь должно также происходить со стороны города.

Обманутые дольщики будут подавать апелляцию, они предъявят и свои претензии к компании «Новострой XXI». В воскресенье 18 февраля у офиса застройщика состоится собрание жильцов многоэтажек, предназначенных для сноса.