На проект самолет не посадишь

Оценить
Чего хочет правительство от авиакомпаний?

В новом году федеральное правительство озаботилось проблемой местных авиарейсов. Постановлением №1 от 16 января за подписью премьер-министра Дмитрия Медведева было объявлено о предоставлении субсидий авиакомпаниям, которые займутся внутрирегиональными перевозками в Поволжском федеральном округе. Для желающих взять на себя такие рейсы перевозчиков в постановлении оговорен специальный конкурс, документы на участие в котором следует подать в Федеральное агентство воздушного транспорта до 1 марта.

Также к постановлению прилагался список рейсов между городами ПФО и их расчетная частота. По мнению составителей документа, граждане, если им предоставить такую возможность, будут с удовольствием летать, например, из Саратова в Оренбург, Йошкар-Олу, Пермь и Нижний Новгород, причем довольно часто. Согласно приложению к правительственному постановлению, расчетная частота рейсов Саратов-Оренбург – 21 в неделю, Саратов-Пермь – 8, 10 рейсов в неделю до Нижнего Новгорода и 5 до Йошкар-Олы. К сожалению, неизвестно, кто проводил маркетинговые исследования, кто интересовался мнением пассажиров. Сами авиаперевозчики оказались не в курсе этих тонкостей. И такое количество рейсов вызывает у них недоумение.

Правительство же установило и предельные тарифы на авиарейсы. Так, билет от Саратова до Йошкар-Олы, согласно размеру предельного тарифа, указанного все в том же приложении к правительственному документу, обойдется пассажиру в 6185 рублей. За чуть большую сумму можно будет долететь до Оренбурга – 6348 рублей. Билет до Нижнего Новгорода обойдется в 4178 рублей, а слетать в Пермь гражданин сможет за 7704 рубля.

Разумеется, авиаперелет гораздо быстрее и комфортнее поездки в поезде. Но найдется ли в Саратове столько желающих платить за свой комфорт, чтобы авиакомпания могла делать до 21 рейса в неделю?

Исходя из среднего размера зарплат по области, билет на самолет купит скорее бизнесмен, ценящий время, чем гражданин, собирающийся проведать родственников. Много ли саратовских бизнесменов ведет дела с Оренбургом, чтобы их хватало на 21 рейс в неделю?

В постановлении предусмотрены субсидии из федерального и местного бюджета тем перевозчикам, которые возьмутся за указанные в правительственном списке рейсы. Пресс-служба комитета транспорта Саратовской области и Саратовская областная дума подтвердили, что деньги на субсидирование заложены в региональный бюджет, и все уже предусмотрено.

18 января, уже спустя два дня после выхода постановления о предоставлении авиаперевозчикам субсидий, в Самаре под председательством главы Минтранса РФ Максима Соколова прошло совещание по вопросам развития региональных и местных воздушных перевозок. Информация об этом совещании опубликована на сайте комитета транспорта.

От лица Саратовской области министр-председатель комитета транспорта Василий Разделкин заявил, что наш регион к участию в проекте организации этих перевозок готов и уже в наступившем году саратовцы смогут летать и в Йошкар-Олу, и в Пермь, и в Ижевск, а также в Самару, Чебоксары и Уфу и т.д., всего было названо 11 городов.

«На данном этапе основной перевозчик на территории Саратовской области ОАО «Саравиа» подтвердил региону свое участие в указанном проекте. В дальнейшем обслуживать планируемые пилотным проектом авиарейсы будет новый аэропортовый комплекс «Центральный», – заявил Василий Разделкин.

После такого оптимистичного заявления ИА «Свободные новости» решили поинтересоваться мнением самого перевозчика. В Саратове он, заметим, не основной, а единственный. Полоса старого аэродрома исключает прием Саратовом многих современных типов самолетов, кроме «Саравиа». Есть, правда, проект нового аэропорта, о котором вспомнил в Самаре глава комитета транспорта, но на проект самолет не посадишь.

Вот что рассказал о предложенных проектах перевозок заместитель председателя Совета директоров «Саравиа» Михаил Герасименко:

«Официально до нас никто этого постановления не доводил. Мы имеем единственное письмо комитета транспорта с просьбой рассмотреть возможность предоставления льготного тарифа на аэропортовое обслуживание. По поводу непосредственно постановления: тут совершенно непонятно, какой тип воздушных судов предусматривается, и трудно спрогнозировать пассажиропоток. Потому что, если мы берем те же 50 мест, помноженные на 21 рейс в неделю в Оренбург, мы затрудняемся прокомментировать, есть ли у нас столько желающих летать в этот город.

В Казань народ летать будет, потому что Казань – это город судов, в Самару тоже полетят, в Нижний Новгород – может быть, но далеко не в таком количестве, которое запланировано. 21 прямой рейс в Самару и 21 рейс Самара-Оренбург, 8 – в Самару через Ижевск, 8 – в Йошкар-Олу? У нас в Москву меньше народу летает.

По поводу участия в конкурсе: если требования окончательны и предусматривают именно такое количество рейсов, то мы в нем участвовать не будем. Потому что, учитывая, что субсидии идут на конкретного пассажира, а не на весь рейс, мы пока не видим перспективы такого резкого увеличения пассажиропотока в данные города».

Итак, авиаперевозчик от предложенных ему субсидий и рейсов не в восторге и сотрудничать готов только в случае адаптации правительственного проекта к реальному положению дел. На всякий случай мы поинтересовались, а как в регионе вообще обстоит дело с субсидиями на перевозку пассажиров, все равно, каким транспортом.

Так вот, по мнению председателя Совета директоров ОАО «Поволжский туристический холдинг» Александра Тимошка, система субсидирования перевозчиков в нашей области вообще не работает. Во всяком случае он, Александр Тимошок, уже дважды имел крупные неприятности в этой сфере и с тех пор дело с правительственными субсидиями иметь зарекся, потому что вовремя и в нужном объеме получить их практически невозможно.

Итак, «верхи» хотят обеспечить гражданам возможность летать в соседние города, перевозчики смотрят на инициативу с сомнением и хотят ее доработки, а мнение граждан как-то и вовсе остается за кадром.

Когда-то в советские времена в Саратове существовали авиаперелеты не только по Поволжью, но и внутри области. Любой желающий мог улететь в Пугачев или Балаково. Теперь эти маленькие аэродромы в лучшем случае принимают сельхозавиацию, в худшем – давно заброшены и никто не пытается их возродить. Причина одна – не выгодно. Перелеты будут слишком дороги, чтобы обеспечить загруженность маршрутов.

Идея увеличить число рейсов из Саратова, с одной стороны, хороша, с другой – при всей заботе со стороны федерального и местного правительства слишком накладна для граждан и сопряжена с финансовым риском для перевозчиков. Деньги в региональном бюджете для поддержки таких рейсов есть. Вопрос – что с практической возможностью? И наличием спроса. Либо полет в Оренбург должен быть доступен гражданину со средней зарплатой, либо количество рейсов в эти города не укладывается в предложенную схему. Спрос и предложения, финансовые возможности будущих потенциальных пассажиров следует изучать отдельно в каждом регионе. Ведь уровень дохода населения у нас по регионам ПФО не однороден. Изучать, договариваться с перевозчиками, и тогда уже можно будет объявлять о полетах куда бы то ни было. Так что будем мы летать из Саратова в Оренбург и Казань, зависит не только от желания правительства.

P.S. Мы, конечно, не финансисты, но, судя по приложению к подписанному постановлению, в Приволжском федеральном округе должно осуществляться 1084 региональных рейса в неделю. То есть в среднем 154 рейса в день.

Разделив выделенные федеральным бюджетом на весь округ 300 миллионов рублей на число дней в году, мы получим сумму госсубсидирования на один день – примерно 822 тысячи рублей. Исходя из 154 рейсов в день, субсидирование на один рейс из федерального бюджета составит 5337 рублей.