Крытый рынок: история одной катастрофы

Оценить
Так что же все-таки случилось 13 января 1938 года

Сколько ни предрекают нашему городу разруху, сколько ни жалеют, что не разбомбил его никто во время оно, чтобы потом было что отстраивать, Саратов ухитряется стоять, хорошо или плохо. История Саратова не очень богата, на счастье горожан, масштабными ЧП и авариями с наличием жертв и разрушений. Однако то, что все-таки было, стоит иногда припоминать. Не ради перебирания жареных фактов, в чем часто упрекают нашего брата журналиста, а ради того, чтобы снова не получить на свою голову что-то подобное. Вот об одном таком случае позволим себе напомнить. Популярная телепередача «Секунды до катастрофы» учит нас, что ничего просто так не случается. У любой аварии есть причина, есть время на ее устранение, заметили бы вовремя. Расследовать то, что произошло в Крытом рынке 13 января 1938 года, мы едва ли сможем. Потому что архивное дело какая-то добрая душа уничтожила еще в 70-х «как не представляющее исторической ценности». Но попробуем собрать воедино всё, что можно собрать.

Не так давно редакция ИА «Свободные новости» связалась с одним из очевидцев этой катастрофы. Он много лет добивается, чтобы установили на Крытом рынке мемориальную доску в память о погибших. Но пока те, в чьей власти это сделать, его не слышат. В Лондоне, на станции Чаринг-Кросс, где пожар унес сотни жизней, такая доска стоит. В нашем городе трагедию Крытого рынка предпочли предать забвению.

Краеведческая информация об этих печальных событиях чрезвычайно скудна. Одна страница отведена истории взрыва в книге «Саратовский Крытый рынок. Очерки истории», которую составили на истфаке СГУ к 90-летию рынка. В 2008 году в газете «Саратовские вести» была опубликована статья Виталия Азефа «Трагический январь», также повествующая об этом взрыве и последовавших затем репрессиях среди руководства саратовской торговли. Других источников пока обнаружить не удалось.

Так что же все-таки случилось 13 января…

Наш собеседник – Григорий Морчак – был тогда школьником. В 1938 году ему было только 13 лет. Жил он вблизи рынка, утром собрался туда за хлебом, но, на свое счастье, зайти в здание не успел. От страшного удара, как он рассказывал, затрясло землю. Заглянувшего в рынок спустя минуты человека ждало бы страшное зрелище – в огромном торговом зале плавали клубы пара и цементной пыли, крутом лежали погибшие, слышались крики раненых и придавленных обломками. В ту пору прилавки в рынке были еще мраморными, цельными, и продавцов, находившихся ближе к центру рынка, где произошел взрыв, придавило этими плитами.

Первыми к месту происшествия прибежали милиционеры из находившегося тогда на углу Михайловской (ныне улица Вавилова) и Мирного переулка отделения милиции №1, работники соседних аптеки и поликлиники. Позже приехали уже сотрудники НКВД, с самого начала занимавшиеся расследованием случившегося. Место происшествия тут же оцепили, пропускали только врачей к пострадавшим. Трамваи шли мимо по улице Чапаева без остановок. Всю ночь из здания рынка вывозили трупы. Оцепление вокруг стояло почти сутки. Вечером 13 января жители проспекта Кирова добирались к себе домой через проходные дворы.

Всего в Крытом рынке погибли 47 человек, включая 6-летнего ребенка, и пострадали еще 203 человека, один из которых позже скончался в больнице.

Причиной катастрофы был назван взрыв паровых котлов, расположенных в подвальных помещениях под рынком, как раз в его центральной части. Специалисты по отопительным системам пояснили нашей редакции, что подобный случай мог произойти, скорее всего, из-за недосмотра персонала котельной. Если допустить выкипание всей воды в котле и разогрев его уже сухих стенок, подача большого объема холодной воды после этого приводит к образованию огромного количества пара. Его давления не выдерживает уже не только предохранительный клапан, но и стенки котла, который просто разрывает. Учитывая размеры котлов, предназначенных для отопления такого большого помещения, а также материал, из которого они изготовлялись, – чугун, их взрыв вполне сопоставим со взрывом артиллерийского снаряда или бомбы. Заметим, что котлы эти давно находились в аварийном состоянии, о чем работники рынка неоднократно сообщали руководству.

Однако сотрудники НКВД, занятые расследованием, тут же увидели в случившемся не несчастный случай, не халатность, а сознательную диверсию, и руководству рынка этот взрыв также стоил жизни.

Всем арестованным по делу о взрыве не предъявлялось обвинения в преступной халатности, как по логике должно было быть, а вменялось создание антисоветской правотроцкистской диверсионно-террористической организации.

Уже в день взрыва был арестован врио директора рынка Сергей Степанов. В вину ему, кроме указанного выше, ставилось вредительство и развал советской торговли. В мае Степанов был расстрелян. Такая же участь постигла директора Сарторга Илью Шницера. Его следователи обвинили в подготовке взрыва рынка по заданию троцкистов и германской разведки. Илья Шницер был расстрелян в апреле.

Смертный приговор также получили директор рынка Кузьма Булатов и механик холодильника Сарторга Михаил Яишницин.

Таким образом, трагедия Крытого рынка перешла на новый виток – жертвами ее стали и те, кого записали в организаторы взрыва. Как раз в ту зиму по Саратову прокатилась волна арестов – очередной этап «борьбы с троцкистами». Сыграло свою роль и то, что как раз накануне саратовского взрыва открылась 1-я сессия Верховного Совета СССР. Трагедия через день после такой важной даты сразу вызвала подозрения.

Заметим, что в советское время производственные аварии и подобные им случаи замалчивались далеко не всегда. Местные газеты писали о них, требовали призвать виновных к ответу. И причины аварий назывались вполне понятные – халатность, нарушение техники безопасности. Но саратовский случай был с самого начала засекречен. И газеты о нем молчали. А процесс по делу о взрыве затронул не только руководство рынка, но и дошел до верхушки руководства саратовской торговли в целом.

Подробности случившегося неизвестны до сих пор. Архивное дело, содержащее материалы о той трагедии, как мы уже говорили, оказалось уничтоженным. Информация о расследовании остается в архивах местных спецслужб, но доступ к этим документам для саратовских краеведов оказался закрыт. Всем заинтересовавшимся эти случаем сотрудники ФСБ охотно предоставляли архивную справку по данному делу, но к самому архиву никого не допустили. Так и осталось неизвестным, что же именно привело к взрыву 1938 года.

Молчат архивы. Молчит Воскресенское кладбище, где лежат в соседних кварталах и погибшие при взрыве, и расстрелянные по делу о нем. И никто, кроме еще живых очевидцев этого события, о случившемся не помнит. Молчит и очередное поколение власть предержащих, до которых так и не может достучаться один из свидетелей трагедии – ветеран Великой Отечественной войны Григорий Морчак.

Может, удастся еще прорвать завесу молчания вокруг этого случая. Потому что памяти и почтения случайные жертвы чужой роковой оплошности достойны, без всякого сомнения. Уже хотя бы для того, чтобы трагедия не повторилась.

Наше издание начинает свое расследование случившегося. В одной из следующих публикаций мы продолжим разговор о том, что же могло случиться в Крытом рынке 75 лет назад.