Уходящие «динозавры» не сдаются без боя

Оценить
Музыкальный 2012 год начался еще в 2011-м

Половина редакции ИА «Свободные новости» утверждает, что никакого русского рока в 2012 году не было. Как же не было? «Музыкант Юра», который Шевчук, разорвал шаблон организации отечественных рок-концертов программой «Иначе». БГ и его «Аквариум», благодаря фанатам и трибьютам Lenta.ru, шумно отпраздновал 40000 лет. Новые альбомы вышли у многих «старичков». Русский рок снова не нашел свежего звучания, новых команд, способных заменить постепенно уходящих «динозавров», но и они, жесткие, с чувством ответственности за своих слушателей, не собираются сдаваться без боя.

На самом деле начать музыкальный 2012 год русского рока необходимо, конечно, с осени 2011-го, когда ДДТ выпустил свой колоссальный double-альбом «Иначе», а «Аквариум» к юбилею порадовал всех «Архангельском».

Команда «ДихлорДифенилТрихлорэтана» Шевчука, которая разрослась до полноценного оркестра, издала, пожалуй, самый сильный альбом за свою историю. Интересно, что почти каждый новый диск группы – поворот в творчестве. Так было и с «Миром номер ноль», и с «Единочеством», так стало и с программой «Иначе». Несмотря на то, что альбом вышел осенью прошлого года, публике его Шевчук показывал весь 2012-й. В этом же году вышел прекрасный фильм-концерт «Небо под сердцем». Первая в России концертная многокамерная документалка, снятая без участия государственных средств. Собственно, и концерты «ДДТ» в Сибири проходили вопреки усилиям властей, что живо напомнило подпольные концерты Шевчука времен падения совстроя. «Иначе» – очень жесткий социальный рок. Жесткий не по звучанию, потому что здесь традиционные для «ДДТ» духовые и немного электроники, а по концепту противления «стабильности» и обезличенности.

В рамках проекта «Re:Аквариум» Lenta.ru за год было собрано 134 кавера на песни легенды русского рока. Поучаствовать в сборнике наравне с неизвестными командами незазорным для себя посчитали, например, «Мумий Тролль» и Гарик Сукачев. Так продвинутая общественность праздновала сорок тысяч лет группы «Аквариум». Незадолго до этого, в конце 2011-го, легенда выпустила новую пластинку «Архангельск» про «место, где живут архангелы». Это в основном очень легкий и лиричный альбом, с оценкой пережитого в «Тайном узбеке», с грустью в «Небе цвета дождя». Но Гребенщиков не был бы БГ, если бы еще раз не доказал – никто не умеет чувствовать реальность так, как он. «Назад в Архангельск» – это гимн тому, как и чем мы живем и куда, к сожалению, движемся. Подчищая «хвосты», «Аквариум» выпустил за 2012 год аж две пластинки с раритетами, которые до сих пор не издавались: «Воздухоплавание в компании сфинксов» и «Тайная история пчеловодства». Все на Kroogi.com – плати сколько хочешь.

В течение года «отстрелялись» либо сборниками, либо концертными альбомами многие рок-команды. Мы их только перечислим.

Старейшая металл-группа «Ария» после прощания с Артуром Беркутом, а до него с Валерием Кипеловым, записала старые хиты с новым солистом Михаилом Житняковым в альбоме «LIVE IN STUDIO». Получилось вымученно, если честно.

«Король и Шут» завершил работу над изданием треков из зонг-оперы «TODD» double-альбомом «Суини TODD». Первый акт оперы был издан еще в прошлом году, но основные хиты «Нашего радио» и чартовой дюжины, включая прекрасную лирику «На краю», вышли в 2012-м. Это классический «КиШ» с привычным и любимым вокалом Михаила Горшенева. Очень приятный альбом.

«Мумий Тролль» выходит на большую воду, то есть выпустил англоязычный сборник хитов «Vladivostok» и едет в кругосветное путешествие на паруснике «Седов». Насколько я знаю, первый концерт Илья Лагутенко и Ко дают в Германии. К кругосветке приурочен и выход сингла «Hey Tovarish» в Великобритании. Не знаю, как отнесутся к альбому европейцы, но отечественных слушателей он не впечатлил.

Еще один «старичок» – Константин Кинчев выпустил в конце этого года один из сильнейших своих альбомов «Саботаж». Это очень жесткая пластинка, кстати, первая с конвейера студии «Алисы». Основной тренд тринадцати треков Кинчев озвучил сам: «Ощущение взрыва – это доминанта всего альбома». Альбом понравится всем, кто заскучал по «Шабашу», «Черной метке» и «Дурню».

Группа «Маврин» спустя два года выпустила свой седьмой студийный альбом «Противостояние». Ничего особенного, если не считать, что в записи принимали участие приглашенные музыканты «Арии» – Виталий Дубинин, Артур Беркут, Михаил Житняков. Это обеспечило классное звучание «мини-оперы», как называет ее сам Сергей Маврин.

Александр Васильев и «Сплин» выпустили в этом году новую-старую пластинку «Обман зрения». Новую, потому что это одиннадцатый студийный альбом. А старую, потому что ничего нового она в себе не несет. Привычная лирика и приглушенные звуки «Сплина». Хорошо, когда «старички» радуют своих слушателей привычным и ожидаемым; плохо, когда только этого от них уже и ждут.

Наконец, самое большое, на мой взгляд, разочарование года – альбом «Рабкор» Ляписа Трубецкого. Наглядный пример того, как прекрасная по форме агитация убивает любое, даже самое забойное панк-творчество. Это вам не «Веселые картинки» со всеобнимающей «Я верю» и этнографической «Африкой». Это жесткие, матерные тексты, посылающие любое притеснение свободы с возгласом: «Хули мне бояться этих тупых свиней?!». Итог – запрет Сергея Михалка в родной Белоруссии и первые походы в прокуратуру. Я нисколько не против такого гимна свободы и социальной борьбы, как «Рабкор», нет, конечно. Но то, что художественная ценность альбома ниже и «картинок», и «манифеста», сомневаться не приходится. К глубокому сожалению.

Осталось сказать несколько слов о женщинах русского рока в 2012 году. Их не много и каждая с очень самобытным творчеством.

Фолк-рок-группа «Мельница» выпустила очень лиричный альбом «Ангелофрения». Интересно, как обитатели «Града Божьего» вошли в названия русского рока в этом году. Альбом получился с явным перевесом в кантри и с парой нетленок, вроде «Дорог».

«Ночные снайперы», вслед за Ляписом, доставили еще одно неловкое чувство разочарования в старой проверенной команде, выпустив альбом «4». Это излишне ровная, блеклая пластинка. Совершенно не цепляет. «Что мы делали прошлым летом» дошла до второго места в чарте «Нашего радио», за счет чего – хоть убей, не понимаю.