Comeback оf old fellows
И почти буквально переведем: «Возвращение стариков». Ибо, если бросить взгляд на уходящий год англоязычного рок-н-ролла, надо признать, это был год стариков. Ну, за малым исключением.
Не могу не признаться, что органически не переношу всяких рейтингов, хит-парадов и прочей лабуды. Никто мне не докажет, что диск группы N лучше группы NN лишь потому, что первый альбом прослушало на два десятка человек больше. И по этой простой причине отметим самые выдающиеся события в рок-музыке в хронологическом порядке. А еще — из вредности — не будем уточнять даты: какая разница, март или январь, если альбом реально хорош?
Год начался с Leonard Cohen — Old Ideas. Альбом назван несколько вызывающе. Мы-то привыкли к новым идеям, а получился краткий конспект «старых идей» творческой программы Коэна: минималистский саунд, выдержанный в духе народных традиций фолка, блюза и европейского шансона, позволяющий сосредоточиться на сложных текстах, нашептываемых вкрадчивым хрипловатым голосом.
Jethro Tull’s Ian Anderson — TAAB2 Thick As A Brick-2
По сути — новая пластинка Jethro Tull времен увлечения фолком. Да, кое к чему можно придраться. Например, в Adrift And Dumfounded зачем-то вставлен кусок из всеми заезженного Hall Of The Mountain King Грига. Зато A Change Of Horses — настоящий шедевр, который дарит нам замечательный дуэт флейты Йэна и гитары Флориана Опале (Florian Opahle). Идущая следом Confessional — ничуть не хуже.
Chuck Leavell — Back To The Woods
Пианист Чак Ливелл поиграл вAllman Brothers Band, сотрудничал с Эриком Клэптоном, Джорджем Харрисоном, Rolling Stones, Gov’t Mule. Наверное, достаточно, чтобы понять его масштаб.Об альбоме. Он открывает серию обращений матерых блюзменов современности к творчеству своих предшественников. И гигантов вроде Джимми Рида и совсем неизвестных музыкантов. Ливелл предпочтение отдал блюзам Лероя Карра, гениального пианиста, прожившего всего тридцать лет, с 1905-го по 1935-й.
Сюда же, забыв о хронологии, подверстаем другие хорошие пластинки этого же направления.
Pat Travers — Blues On Fire
Пэт Трэверс собрал двенадцать блюзов двадцатых годов из категории кантри-блюзов и так называемых «женских блюзов». Ожидалось, что весь этот нежный материал Трэверс превратит в двенадцать слитков тяжелейшего блюза в стиле своего кумира Джимми Хендрикса. Но Пэт старается не сокрушать оригиналы, а по возможности следовать им в современной, конечно, манере.
Omar & The Howlers– Too Much Is Not Enough
Еще один альбом-трибьют Джимми Риду — Омар буквально боготворит этого классика блюза. Трибьют и в то же время это классический Омар, чьей главной приметой является неповторимый голос — с хрипотцой и некоей леностью завсегдатая техасских баров.
Tom Jones — Spirit In The Room
Почтенный английский джентльмен сэр Томас Джонс Вудворд, которого весь мир запросто зовет Томом Джонсом, на восьмом десятке жизни решил отделаться от репутации исполнителя данс-поп-шлягеров, символом которых стала пресловутая Sex Bomb.
Выход из ситуации только один — прильнуть к корням. Альбом прекрасен, музыкально выполнен очень минималистически, сэр Том поет сдержанно, но очень душевно. Только звучит альбом исповедально, и это тревожит.
Patt Smith — Banga
Один из лучших альбомов года, скажем мы, вопреки собственному же обещанию не раздавать оценки. Больше того, еще пару раз волюнтаристски это сделаем. Banga — это Банга, собака прокуратора Иудеи Понтия Пилата из великого романа. Титульная вещь хотя и коротка, но великолепна. На альбоме есть и еще одна песня русской тематики — Tarkovsky (The Second Stop Is Jupiter). Альбом спокоен, в нем нет прежней ярости, какая была, например, в Wave. Что не делает пластинку хуже. Диск записан в традиционном для Смит режиме «пение-декламация», и обладает сильнейшим психоделическим зарядом.
Bob Dylan — Tempest
Тридцать пятый альбом Великого, выпущен он в год пятидесятилетия первой пластинки. В музыкальном плане — обозрение американской корневой музыки: кантри, фолк, блюз. Временами кажется, что музыка для Дилана лишь фон для его многочисленных историй. Группа играет, не обращая внимания на время: есть песни по девять минут, есть по четырнадцать. Дилан ведет свой сказ сказочным хрипловатым речитативом и не останавливается, пока не расскажет свою story до конца. Музыканты же повторяют главную тему мелодии. Scarlet Town — это настоящий шедевр. Да и заглавный трек Tempest ничуть ему не уступает.
Green Day — Uno!
Самая ожидаемая премьера 2012 года. И самая разочаровавшая. После выхода American Idiot и особенно 21st Century Breakdown показалось, что группа Билли Джо Армстронга подходит к вершинам The Doors. Но американцы решили, что не гоже им отказываться от звания панк-группы. И посему на диске записано двенадцать простых, как полено, песен. Ничего похожего на замечательные песни вроде Peacemaker и Before The Lobotomy на диске нет. Он сделан для любителей гаражного примитива, они-то могут быть довольны.
Jack White — Blunderbass
Еще один случай, когда трудно удержаться от восторгов. Диск доказывает, что и в нынешнем поколении рок-музыкантов есть великие гитаристы, а именно — Джек Уайт. Он способен не только выдавать смачные соло, но и сочинять крепкие рифы, благодаря которым и становятся запоминающимися его песни. Как, например, риф, открывающий Freedom at 21. Музыкант по-прежнему остается проповедником мощного гаражного рока с перегруженной гитарой: Missing Pieces, Trash Tongue Talker. Но есть — и это неожиданность — лиричные баллады: Love Interruption, Hypocritical Kiss. И инструментально альбом богаче: в отличие от White Stripes, где и всего-то были гитары Джека и барабаны Мэг, здесь есть и клавишные, и скрипки, и даже женский бэк-вокал.
Muse — 2nd Law
Открывается альбом абсолютно мьюзовской песней Supremacy. А дальше следует все что угодно, только не привычный нам саунд. Есть пресловутый дабстеп, которого поклонники группы так боялись. Есть мини-симфония The 2nd Law, являющая собой соединение классического симфонизма с рок-ритм-секцией, вокалом и дабстеповыми аранжировками. И мотивы Queen, само собой, присутствуют. Короче, так: в истории Muse были альбомы и сильнее.
А теперь реально камбеки. То есть возвращения групп, на которых даже самые преданные поклонники уже поставили крест. Вот Aerosmith вернулся спустя восемь лет с альбомом
Music From Another Dimension. Aerosmith выпустил новый альбом по принципу «всем сестрам по серьгам».Вам нравятся фирменные аэросмитовские боевики? Пожалуйста. Нужны баллады, да чтоб со слезой и пронзающие нежную (девичью) душу? И их есть. Три. Фирменный знак группы блюз-рок тоже имеет место.И кантри есть, куда в Штатах без кантри. Все в альбоме есть, и сделано все мастерски, а счастья нет. Не цепляет альбом, не запоминается. Даже Джулиан Леннон и тайлеровские дочки на подпевках не выручают.
Dead Can Dance — Anastasis
Это великий камбек. Спустя 16 лет Брендан Перри и Лиза Джеррард вернулись к слушателям с замечательным альбомом. Anastasis удивительно многослоен. При первом прослушивании — просто прекрасная музыка. При повторном начинаешь улавливать то сильное восточное влияние с использованием этнических инструментов — Agape, то вдруг влияние кельтское — как, например, в Return Of The She-King. Третий пласт, увы, не многим доступный, — философское содержание альбома. Все восемь песен — это разговор о жизни и смерти, о жизни после смерти, о смысле всего сущего.
Завтра читайте обзор лучших альбомов русского рока за 2012-й год.