Из Турции к нам чтобы приезжали. Но куда?

Оценить
Есть у саратовских властей сезонное развлечение. Как только на улицах городов сам собой растает снег, они начинают говорить о повышении туристической привлекательности. Однако, места реально способные привлечь туристов, находятся в запустении.

Валерий Васильевич, губернатор наш, тут опять выступил. Нечего, сказал, в вашей Турции делать, когда у нас такая Самойловка есть! Сказал, как отрезал: пусть мол, лучше они к нам из своей Турции едут. А мы, значит, должны знать туристический потенциал каждого района. Чтобы не только в Самойловку ездили. А вообще везде.

Вы меня, конечно, извините, Валерий Васильевич. Все эти фестивали имени тюльпанов, пионов, клубники, роз, ухи и арбуза – это прекрасно. Но давайте будем честны: потенциально почти каждый наш район тянет только на экстремальный туризм. Да что там туризм: в селах по берегам Волги и обычная жизнь чересчур экстремальна. Отсутствие медпомощи, газа, воды, «нужник» на улице – привычная картина мест, которые в перспективе могли бы стать золотым дном.

Белогорское
Белогорское

Раз в год кто-нибудь из нашей редакции ездит на утес Степана Разина. Раз в год пишутся тексты про отвратительную дорогу от трассы до села Белогорское. Эта злосчастная грунтовка прямо-таки нестареющая классика. Всего 10 километров, а страху и ругани, пока выруливаешь из ям, больше, чем за предыдущие 100 км по асфальту.

Вокруг все цветет – заброшенные фруктовые сады, дикие яблони, в деревне сирень благоухает так, что и умереть не жалко. Толстые сурки, издалека похожие на собак, дожидаются машину на краю дороги, а потом ныряют к себе в логово – сфотографировать не успеваешь.

Вокруг сельская идиллия – домики на холме, вид на Волгу, сады, сады, сады, старая деревянная церковь, двери заколочены. Эскиз первоначального её вида упакован в канцелярский файл и пришпилен гвоздем к деревянной стене. Чтобы помнили, чтобы дождь не повредил. Рядом сельский музей в здании бывшей церковно-приходской школы – 19 века постройки!  - в котором дежурит смотритель Пётр Михайлович Парамонов. «Я и сам уже как музейный экспонат», - похохатывает он.

В Белогорском родился дважды герой Советского Союза, маршал авиации Николай Скоморохов. В музее целая комната выделена под его историю – там есть даже макет дома, в котором родился и вырос будущий маршал. Дом его, кстати, тоже сохранился, что удивительно – больше половины домов в Белогорском пустые, заброшенные развалюхи. На берегу Волги памятник – самолет «Славным соколам защитникам Отечества от благодарных земляков». Постамент крошится. Кажется, что скоро упадет.  Девятого мая, в день, когда в «Бессмертном полку» по Саратову маршируют учителя по разнарядке, заброшенность Белогорского – родины маршала – ощущается особенно сильно.

Старая церковь в Белогорском
Старая церковь в Белогорском

Нет, грамот от разных министерств за его упорный труд у Петра Михайловича в достатке. Туристов только маловато. Дорога потому что хреновая.

- Вы приезжайте к нам в деревню жить, - говорит старый смотритель. – Нам демографию поднимать надо. У нас тут больше двух тысяч человек жило, а осталось всего тридцать пять. Только учтите, конкурс к нам сюда высокий, надо экзамены сдать – корову доить, коз пасти. Не сдадите – не возьмут вас в нашу деревню.

И смеется. В этих словах горькая ирония жителя деревни, в которой магазин работает два раза в неделю, а врачей здесь не видели ой как давно.

Такая же история с деревней Пудовкино, где за материнский капитал многодетная мать – одна из моих героинь – купила себе домик, чтобы болезненных своих дочерей до школы на природе растить. До Волги 30 минут пешком. Воздух чистый. Идиллия. Только в деревне (как и в Белогорском) нет газа, а питьевая вода – привозная. И туда не ходит общественный транспорт. Вообще.

Еще ближе – деревня Беленькие в пяти километрах от Красного Текстильщика (он всего 20 км от границы города). Прямо на берегу реки. Туда от Текстильщика – только по грунтовке.

Утес Степана Разина
Утес Степана Разина

Казалось бы, 20-40 километров от Саратова, сёла на Волге, золотое дно, клондайк, местная Рублёвка, воспетый американскими сериалами пригород, даун таун. Тяни туда коммуникации, клади хорошую дорогу, продавай участки. Тридцать-сорок минут езды на личном транспорте и ты в Саратове. У Белогорского своя «фишка» - рядом знаменитый утёс и волна набегает. Тот же дом Скоморохова – чем не достопримечательность патриотического толка? В Золотом - собор, в Беленьких просто отличные виды и «шаговая доступность» Саратова.

Проблема в том, что в эту туристическую привлекательность и привлекательность для жизни в этих местах надо вкладываться. Серьезно вкладываться – деньгами, умениями, профессионализмом. Ну что нам стоит фестиваль тюльпанов? Или пионов? Тюльпаны с пионами сами выросли. Арбузы, конечно, сами не растут. Но в какой-нибудь Псковской области они в принципе не вырастут, как ты за ними не ухаживай. Климат не тот.

Никакой такой особой заслуги областной власти в этих чудесах природы нет. Просто Саратовской области с местом повезло.

Так что граждане Турции к нам, может, и приедут. Но исключительно за экстримом – внедорожник опробовать, на толстых сурков посмотреть, поплевать с утеса в набежавшую волну, посмотреть на самолет.  Но, честное слово, для турпривлекательности этих мест больше делают тихо матерящиеся журналисты и отдельные энтузиасты своего дела вроде Петра Михайловича Парамонова, чем областная власть.