Уроки Украины для России. Спойлер: они бесполезны

Оценить
Владимир Зеленский, став президентом Украины, обратился ко всем странам бывшего СССР: «Посмотрите на нас, все возможно». Вряд ли этот призыв будет услышан в России, у нас свой путь, суверенный.

Итак, в Украине новый президент – Владимир Зеленский убедительно победил Петра Порошенко. Сразу надо отметить, что Украина – рекордсмен среди бывших стран СССР (за исключением Балтии) по легитимному приходу оппозиции к власти. Такое случалось в 1994, 2004, 2010, 2019 годах.

Давайте договоримся – мы не будем оценивать перспективы президента Зеленского. В конце концов, это дело украинцев. Они захотели нового, незапятнанного политикой человека во главе своей страны и выбрали его. Это, кстати, мировой тренд – борьба с традиционной политической элитой. Лучший тому пример – наш американский партнер Дональд Трамп, который политикой до выборов не занимался, по крайней мере, профессионально.

По поводу же юмористов во власти, давайте будем честны: первенство принадлежит России. 4 апреля 2004 года известный артист комического жанра Михаил Евдокимов одержал победу на выборах главы Алтайского края. Однако, спустя год с небольшим Евдокимов погиб в автокатастрофе при весьма странных обстоятельствах.

Еще несколько обстоятельств надо отметить. Первое – достойное поведение проигравшего президента Петра Порошенко. Он не стал использовать административный ресурс. Не стал, еще будучи главой страны, увеличивать срок своего правления, искать преемника и так далее. Это характерно, увы, для нашей страны.

Сейчас все гадают, каким президентом станет Зеленский – другом России или «послушным вассалом Запада», как любят говорить на нашем телевидении. Происходит это по той причине, что так называемые эксперты просто проецируют российскую политическую систему на соседнюю страну. Но это у нас президент – царь, бог и воинский начальник. Украина же - парламентско-президентская республика.

Президентские полномочия там весьма ограничены. Без согласия Рады президент фактически не может провести ни одно важное решение. Президент может назначить лишь двух министров в правительстве — обороны и иностранных дел, но и они подлежат утверждению Радой.

Выборы в Верховную Раду должны состояться 27 октября. Своей партии у Зеленского нет, она только формируется и будет называться «Слуга народа» - как и сериал, который помог во многом победить нынешнему президенту. Еще один момент – до выборов фактически шесть месяцев. Стоит Зеленскому в чем-то разочаровать своих избирателей, и он получит оппозиционный парламент.

Последнее - самые отмороженные из наших пропагандистов  предпочитали называть украинские власти фашистско -бандеровской хунтой. Хотя хунта – это группа военных или сотрудников спецслужб, управляющая страной. И о каких фашистах можно говорить, если к власти приходит в результате демократических выборов  представитель не титульной нации?  

В России украинские выборы были самой главной темой, абсолютным чемпионом на всех телеканалах. Даже если бы небо опустилось на землю и остановилось Солнце, витии ток-шоу все равно говорили бы об Украине. Что говорили на самом деле – совершенно не важно, вся трескотня соловьевых-киселевых-скабеевых не имеет ни малейшего смысла. Можно сколько угодно твердить, что дебаты - низкосортное шоу, что это выборы без выбора, это не политическая жизнь, а хаос. Тем не менее, зрители ТВ, еще не утратившие способность думать, увидели, что такое настоящие выборы, поняли, что власть можно менять, просто придя к избирательным урнам и проголосовав за того, кто вызывает симпатии. Понятно, что это произойдет не завтра, не в ближайший день голосования, но семена уже упали в почву. Представляется, что подробная трансляция украинской политической жизни не пойдет на пользу нашей политической летаргии и застою.

Оживились политологи. Они сходятся во мнении, что нынешняя политическая система стала тормозом развития России и что новый политический стиль обречен прийти в Россию. Только вот когда это будет, политологи не знают. Может, и никогда. Возможно, дело и не во власти как таковой, а в самом обществе. Алексей Макаркин пишет:  

«Проблема российского общества - в гипертрофированной серьезности, постоянном ощущении судьбоносности, сравнении с великими предками, желании что-то доказать окружающему миру и самим себе. Причем есть стойкое ощущение, что общество само хочет жить иначе, но ему как-то стыдно в этом признаваться. Украинское общество пробует жить по-другому - без надрыва и вечного приоритета тяжеловесной триады «нация (язык) - армия-церковь».

Официальные российские лица по украинскому вопросу хранят молчание. Откликнулся Дмитрий Медведев, но не как премьер-министр и лидер «Единой России», а как завсегдатай социальных сетей

Дмитрий Анатольевич, признал, что итог выборов есть «явный запрос на новые подходы при решении проблем Украины». О российских запросах и вероятности новых подходов Медведев ничего писать не стал. Пожелал новому президенту здравомыслия и, «конечно, понимания глубинной ценности отношений народов наших стран, которые должны быть выше политической конъюнктуры». Уже давно в Украине отказались от термина «братские народы», даже песни об этом поют, а мы по-прежнему упираем на некие «глубинные ценности».

Еще Медведев уверен, что только на основе российско-украинского сотрудничества  можно «решать тяжелейшие социальные проблемы, которые столь остро стоят сегодня для миллионов украинцев».

Совсем недавно Медведев в качестве премьера говорил о 19 миллионах россиян, которые «живут так, как жить нельзя». И не решив эту проблему ни на грамм, принялся давать советы соседям.

Поздно. Украина идет своим путем, в Европу. Пусть это и очень трудный путь. Можно звать их обратно в «братские объятья», можно грозить – бесполезно. Они не вернутся.

P.S. Пресс-секретарь  президента Дмитрий Песков сказал, что пока  Владимир Путин не планирует поздравлять Владимира Зеленского с победой на президентских выборах. На вопрос, почему принято такое решение, Песков сказал, что «нужно судить по конкретным делам, по конкретным шагам».