Вопрос: Почему в России бюджетников и детей используют как бесплатную рабочую силу?

Оценить
Скандал с «субботником» в саратовской школе №95 снова породил общественную дискуссию о добровольно-принудительном труде.

Не выросло еще в России поколение, которое не использовали бы как бесплатную рабочую силу: дежурства в школе и университете, субботники общешкольные, городские и корпоративные. Под видом добровольного труда нам подают, по сути, коррупционные схемы. Лояльность «покупают» за поблажки в учебе или работе.

Неужели вы в школе не ходили убирать снег вместо физкультуры за хорошую оценку или просто, чтобы не бегать кросс? Если не ходили, то не было у вас обычного российского детства. А уборка листьев в соседнем со школой сквере? Где-то это было даже весело, к тому же совместный труд объединяет и всё такое. Но! Это было вместо уроков.

Второй вариант. Вы работаете в школе, например, или в детском саду. Всю неделю — пять дней — вы честно работали, а в субботу директор зовет вас на уборку «под угрозой увольнения». Пойдете? Или начнете качать права? Скорее всего пойдете, но потом может черкнете что-то анонимно в интернете.

И, конечно, учителя и директора не сами это всё придумали. Над ними есть начальники из районо, а над ними — мэрия, а над ей правительство области, а над ним, страшно сказать, администрация президента. И все эти люди в свое время побывали бесплатной рабочей силой, и все считают, что это нормально.

Вот, например, председатель Общественной палаты области Александр Ландо всё время призывает использовать в качестве дворников студентов вузов. У меня вопрос: как это вообще оформлять юридически? Взрослые совершеннолетние люди, многие из которых заплатили за обучение, должны взять лопаты и в едином порыве вместо пар по экономике или международным отношениям чистить снег? Это ненормально.

Помню, в 2006 году после поступления на бюджет в СГУ меня отправили на сомнительную отработку — нужно было убирать корпус вуза, который разваливался да и по-прежнему разваливается. Первая же моя попытка по заветам куратора вытереть вековую пыль с подоконника в коридоре закончилась встречей с оголенными проводами. Если бы это всё закончилось плачевно, как бы в вузе объясняли, что я там делала? Старательная первокурсница перед началом учебного года с вузовскими ведром и тряпкой силой ворвалась в учебный корпус, чтобы мыть подоконник с неисправной проводкой? Нормально или ненормально?

Самое ужасное во всех этих историях, что принудительный труд убивает в россиянах тягу к настоящему бескорыстному волонтерству. Потому что зачем помогать старикам или детям по собственной воле, когда можно убирать снег за пятерку в четверти?

Скандал с «субботником» в саратовской школе № 95 снова породил общественную дискуссию о добровольно-принудительном труде. Глава Саратова твердо дал понять, что использование труда учителей таким образом недопустимо. А теперь ряд важных опросов для наших читателей.