Туристически привлекательная защита от туристов
В прошлую пятницу так сошлись звезды, что наше семейство, легкое, как колония моржей на подъем, сорвалось с лежбищ и отправилось наслаждаться красотами Саратовского края. Если конкретнее – посмотреть на утёс имени знаменитого атамана-разбойника Стеньки Разина.
Как водится у порядочных людей, наслаждаться красотами в ближайших окрестностях – скука смертная, потому что они уже приелись. То ли дело манящая таинственная даль? Чтобы спектр эмоций был как можно полнее, желательно отдаляться от места постоянного проживания в течение часов двух. Не важно, каким транспортом, и с какой скоростью. Важен сам временной интервал.
Белогорское
Замечено, что как раз через два часа пути для пресыщенного родными стенами мозга окружающее безобразие постепенно обретает привлекательные черты и начинает именоваться красотой родного края. Возможно, немаловажную роль в этом загадочном явлении играет минимальное присутствие знакомых лиц вокруг. Но это неточно.
В пятницу у нас шло всё по плану. Отдалившись на два часа от дома, мы уже приготовились умереть от неописуемого восторга, когда почти на границе с Волгоградской областью свернули с трассы в сторону села Белогорское. Умереть от восторга сразу не получилось. Помешала дорога. Как оказалось, перед восторгами нам предстояли полчаса филологических упражнений в поиске наиболее подходящих эпитетов человеку, которому пришла в голову светлая идея устроить дорогу до Белогорского такой, какая она там сейчас. Еще была идея поставить ему прижизненный памятник, но с материалом для памятника мы так и не определились, насколько мягкая должна быть субстанция.
Остатки завода по производству извести
Двенадцать километров виляющей грунтовки оказались засыпанными острыми камнями, которые, видимо, легко можно добыть из тех самых белых гор, в честь которого получило название село. Если вы когда-нибудь представляли себя на месте йога, гуляющего по битому стеклу, то нам, а точнее нашему автомобилю, даже представлять не пришлось. Особое удовольствие дарили вылетающие из-под колес камни, весело позвякивающие по металлическим частям нашего транспорта. Кто не пробовал, советую обязательно испытать на себе. Не дорога – сказка. Каменная.
Большая часть нашей семьи, родилась давно. Поэтому, отправляясь не абы куда, а на утес самого Степана Разина (звезда государственного масштаба как никак), мы не питали надежд прокатиться по скоростному автобану, несмотря на заверения областных властей о приоритетности развития туризма. То ли приоритетность у нас больше в сторону фестивалей (а для Стеньки еще не придумали подходящего), то ли бунтовщики не в почете... Но туризм здесь теплится на тех редких идиотах типа нас, которые, наплевав на экстремальную дорогу, готовы убить полдня, чтобы постоять на вершине обрыва и поплевать в ту самую набежавшую волну, куда некоторое время тому назад, если не врет песня, уронили княжну.
Волжский прибой
Озирая с утеса бескрайнюю Волгу, я вспомнил нашего губернатора, которого служебный долг заставляет говорить о развитии туризма: «Ресурсы есть, нужны идеи и их реализация. Прибавьте динамики». А какие нужны идеи, если к туристическому развитию банально отсутствует дорога, а в деревне живут полсотни человек? И там мне показалось, что я разгадал тайный замысел Валерия Радаева.
Любой взрослый человек, хоть раз побывавший в качестве туриста в каком-нибудь заповеднике или в окрестностях другого хорошо раскрученного памятника природы, точно знает, что наплыв большого количества людей этой самой природе вообще никак не полезен. Скорее наоборот – чем больше людей, тем больше вреда. Траву вытопчут, деревья поломают, костров поразводят, всё вокруг загадят результатами жизнедеятельности – туалет же не поставишь у каждого дерева.
Крутые берега
А если создать все условия, чтобы до заповедных мест добиралось как можно меньше туристов, то, глядишь, и природа подольше сохранится. Вот, оказывается, у нас какой губернатор не простой – о природе заботится, чтоб наши внуки смогли ее своим внукам показать. Если смогут туда добраться.
А что же делать с развитием туризма? Тут наша областная власть молодцы – лучше, чем фестиваль, ничего не придумаешь. Во-первых, напрягать местных жителей надо всего раз в год. Во-вторых, роль туристов для приезжих журналистов легко исполнят те же самые аборигены. Третье – местные довольны, что редко их к клоунаде привлекают. Ну, и наконец власти галочку могут поставить в какой-нибудь «дорожной карте» – туризм развивается.
Панорама Волги с Утёса Степана Разина
А когда нет фестиваля, это же надо сделать транспортную доступность – сначала дорогу проложить, а потом ее ремонтировать. Надо это бюджету? А вдруг туристы не поедут, что тогда? Зря бюджетные деньги тратили? Белогорцы не в счет, они раньше без дороги жили и дальше проживут. Потом придется оградки ставить по всем обрывам, лесенки, урны и прочую малую архитектуру. Причем грамотно ставить, чтоб не сломалось от ветра и дождя. А то потом туристический народец опять недоволен будет, что плохо организовано. А что гласит народная мудрость? Не ошибается тот, кто ничего не делает. Это у нас хорошо всем известно.
Допустим, дорогу сделали, туристы поедут. Какой прок с этого властям? Наверняка кто-то из местных и торговлю организует, и сувениры выдумает, и шалык-машлык сварганит. Опять же власти окажутся не причем, и галочку не поставишь – туристы тянутся по чуть-чуть, да и фестиваля нет никакого. Потому что, как вы уже догадались, цель отечественной власти не в том, чтобы электорат хорошо жил, а в галочке. Чтобы можно было потом наверх отчитаться об успешной и всеобъемлющей заботе. И чтоб праздник чувствовался.
Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт её бросает
В набежавшую волну.
«Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин её души!..»
Меловые «скалы»