Сыграли на струнах души

Оценить
В Саратове прошло состязание молодых виолончелистов.

В Саратове прошло состязание молодых виолончелистов

С чем у вас ассоциируется виолончель? С Ростроповичем (он до сих пор считается непревзойденным виолончелистом всех времен и народов)? С Амати и Страдивари (великие мастера, создавшие лучшие образцы этого инструмента)? С Шостаковичем и Хачатуряном, писавшими целые концерты для виолончели с оркестром? Хотя о чем это я? Наверное, это совсем сложные ассоциации для большинства нашей аудитории...

Такая большая скрипка

Нет, я ни в коей мере не сомневаюсь, что в основной массе жители России – образованные и просвещенные. Просто все, что касается искусства, по большому счету, сегодня удел немногих ценителей классической культуры. И даже если человек уверенно говорит, что любит ходить в оперу и собирает художественные альбомы, то это совсем не значит, что он сможет назвать пару-тройку имен классических композиторов и художников. Но я не об этом, а о том, что для большинства из нас виолончель – это «такая большая скрипка» и никак иначе.

А вот для зрителей Международного конкурса виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого, прошедшего в Саратове с 13 по 22 мая, это маг и волшебник, который своим звучанием открывает волшебный мир и как никто другой виртуозно играет на струнах души. Вот уж где ты не просто близко знакомишься с этим уникальным инструментом, а влюбляешься в него, хочешь узнать о нем все, что только можно, и главное, после встречи с ним тебе хочется слушать этот неподражаемый звук... И вот ты уже один на один с этим звуком, мелодией, и уже не понимаешь – внешний ли это мотив или он где-то в твоем сердце, а вот ты уже недоумеваешь, почему эта «большая скрипка» поет о тебе, о твоих чувствах, выворачивая наизнанку душу.

А есть и другая история взаимоотношений с этим инструментом. Вспомните хрестоматийный «Полет шмеля» Римского-Корсакова, тот самый, что слушали на уроках музыки все дети советских и теперь уже российских школ. Это монотонное жужжание, которое стремительно нарастает, становится все ярче и интенсивнее, оно захватывает тебя, не отпускает, и вот перед тобой уже не музыкант со своим инструментом, а четкий зрительный образ жужжащего шмеля, он кружится и то раздражает, то восхищает своими пассажами. Так вот и это – тоже виолончель...

Неигрушечный конкурс

Заинтригованы? Вам тоже хочется окунуться в музыкальную магию? Виолончель есть практически в любом оркестре. Без нее трудно отразить мысли композитора, эмоции героев, трудно вовлечь слушателя. Без нее невозможны ни мрачно-драматические сюжеты, ни воздушно-лирические. Ведь в умелых руках виолончель и плачет, и поет, и размышляет, и заливисто хохочет.

Раз в два года услышать настоящих виртуозов виолончели саратовцам можно и на конкурсе имени Кнушевицкого. Вот уж где много «умелых рук» и поющих сердец!

Конкурс этот уникальный. Мало того что здесь главенствует Ее Величество Музыка – вне политики и вне конкуренции, так еще он – единственное отдельное международное состязание среди виолончелистов. Традиционно на него съезжаются молодые виртуозы со всего мира. И каждый раз это испытание для членов жюри: определить победителя с каждым разом все сложнее.

Идея конкурса Кнушевицкого уже вошла в историю музыкальной культуры, – отмечает член жюри конкурса Владимир Тонха.Это второй по своему размаху фестиваль молодых талантов после конкурса Чайковского. Сейчас практически нет исполнителей, не имеющих званий лауреатов международных конкурсов. Но для виолончелистов все это «игрушечные» конкурсы. А этот конкурс настоящий.

В этом году (а конкурс проходит уже в четвертый раз) было подано рекордное количество заявок на участие – более восьмидесяти! И это при том, что в положении о конкурсе максимальное число ограничивалось сорока конкурсантами... Представляете, как много людей не только знают, что такое виолончель, но и понимают, как донести эти знания до зрителя.

И что очень важно, конкурсанты – все люди молодые. Именно на поддержку молодых виртуозов, на усовершенствование профессионального уровня будущего поколения музыкантов и направлен сам конкурс Кнушевицкого. Инициатором же такой идеи в 2012 году выступил российский предприниматель, доктор экономических наук, поэт, композитор, член Союза писателей России, главный акционер промышленно-финансовой группы «Сафмар» Михаил Гуцериев.

– Сколько бы ни приехало участников – мы бы всех прослушали. Это конкурс молодых исполнителей, и наша задача – сделать все, помочь им, чтобы они раскрылись, – говорит председатель жюри конкурса и ученик Святослава Кнушевицкого Игорь Гаврыш.

Для одних польза, для других аллергия

В этом году конкурсанты состязались по двум возрастным номинациям. В младшей группе (до 18 лет) конкурсные испытания были ограничены двумя турами (отборочный и финальный). В старшей (с 18 до 30 лет) – плюсом был третий тур, где музыкантам предстояло сыграть в сопровождении оркестра. Стоит добавить, что все прослушивания проходили публично, а произведения исполнялись наизусть.

Потрясла и атмосфера конкурса – по-домашнему теплая, дружественная. На прослушиваниях участники сопереживали друг другу, особенно это было заметно в младшей группе. За соперников волновались, как за себя. Здесь не принято желать конкурентам ошибки. Каждый конкурсант знает свой реальный уровень подготовки и приехал его показать. Впрочем, и соперников-конкурентов здесь нет, вокруг – исключительно коллеги: перенимают опыт, учатся чему-то новому.

В конце концов, ещё не ясно, кто в итоге обретёт больше – лауреат первой степени, достигший награды и успокоившийся на этом, или тот, кто не прошёл во второй тур, но в дальнейшем будет работать в два раза усерднее.

С тем, что конкурс на молодых исполнителей влияет по-разному, согласен и председатель жюри конкурса Игорь Гаврыш.

– Для одних это польза, а для других – аллергия. Есть люди, которые из-за своей нервной системы испытывают огромный стресс. Известен великий музыкант двадцатого века (не буду называть имён): его под зад коленом выпихивали в Большой зал консерватории, и он обреченно шел к своему месту, чтобы играть. Сегодня много фестивалей, различных смотров, концертов, где можно себя показать. А раньше, если ты не играл на конкурсе – ты никто.

В ожидании новых открытий

И вот завершающий этап конкурса. Репертуар финалистов – сложнейший материал, требующий совершенной техники и эмоциональной подачи. Концерт для виолончели с оркестром Гайдна до мажор, «Вариации на тему рококо» Чайковского в переложении для виолончели и фортепиано, концерты для виолончели с оркестром Карла Давыдова, первые части виолончельных концертов Антонина Дворжака и Дмитрия Кабалевского, Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром Арама Хачатуряна в транскрипции для виолончели и фортепиано – это, представьте себе, предложили в финале музыканты из категории «дети».

Жюри пришлось потрудиться. В этом году явных лидеров не было. По мнению судей, дети шли ровно, дополняя друг друга и в общей массе производя яркое впечатление. Мало того, имена достойных победы не было ясны до последнего. Так, хорошо показавший себя на первом туре Диёрбек Нортожиев во втором выступлении оказался заметно слабее. А Арсений Ставицкий, напротив, именно во втором туре раскрыл свой потенциал, сделав серьезную заявку на победу. Прекрасно выступили конкурсанты из Китая.

Во взрослой возрастной группе в финал вышло семь конкурсантов. В сопровождении академического симфонического оркестра саратовской филармонии они исполнили «Вариации на тему рококо» Чайковского, Концерт №1 для виолончели с оркестром Сен-Санса и Концерт для виолончели с оркестром Элгара.

– На конкурсе в 2016 году с первого тура вперед вырвался блестящий мастер штрихов Рустем Хамидуллин. Здесь такого лидера нет, но очень сильно возрос профессиональный средний уровень. Это радует. Это основа. Пройдет время, и от этих средних координат будут отталкиваться следующие исполнители. И на будущих конкурсах мы можем ожидать новых открытий, – отметил председатель жюри Игорь Гаврыш.

А новые имена несомненно будут! Музыкальные школы сегодня переполнены, и, что приятно, и в нашем городе есть прекрасные педагоги по специальности «виолончель». Кто знает – может, единожды послушав этот удивительно проникновенный голос виолончели, вы тоже захотите стать причастным к волшебному миру музыки...

Но вот уже прозвучал заключительный аккорд концерта-закрытия конкурса. Победители названы. А мы прощаемся с четвертым конкурсом и готовимся сказать: «Здравствуй, пятый!»

Для справки:

Призеры старшей группы

Первая премия: Ежов Давид (Россия/Москва)

Вторая премия: Мухаметдинов Камиль (Татарстан/Казань)

Третья премия: Алдангор Раббани (Казахстан), Махнач Михаил (Беларусь)

Дипломы: Родионов Михаил (Россия/Саратов), Корзухин Никита (Россия/Санкт-Петербург), Измайлов Илья (Россия/Санкт-Петербург)

Призеры младшей группы

Первая премия: Ставицкий Арсений (Украина/Киев), Намиса Сун (Китай)

Вторая премия: Никонов Даниил (Россия/Москва), Ван Ясэнь (Китай)

Третья премия: Микрюков Андрей (Россия/Москва), Чжэн Си (Китай)

Дипломы: Барса Идиль (Турция), Шерстенников Архип (Россия/Москва), Ван Гуаньсин (Китай)