Сыграли на струнах души
В Саратове прошло состязание молодых виолончелистов
С чем у вас ассоциируется виолончель? С Ростроповичем (он до сих пор считается непревзойденным виолончелистом всех времен и народов)? С Амати и Страдивари (великие мастера, создавшие лучшие образцы этого инструмента)? С Шостаковичем и Хачатуряном, писавшими целые концерты для виолончели с оркестром? Хотя о чем это я? Наверное, это совсем сложные ассоциации для большинства нашей аудитории...
Такая большая скрипка
Нет, я ни в коей мере не сомневаюсь, что в основной массе жители России – образованные и просвещенные. Просто все, что касается искусства, по большому счету, сегодня удел немногих ценителей классической культуры. И даже если человек уверенно говорит, что любит ходить в оперу и собирает художественные альбомы, то это совсем не значит, что он сможет назвать пару-тройку имен классических композиторов и художников. Но я не об этом, а о том, что для большинства из нас виолончель – это «такая большая скрипка» и никак иначе.
А вот для зрителей Международного конкурса виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого, прошедшего в Саратове с 13 по 22 мая, это маг и волшебник, который своим звучанием открывает волшебный мир и как никто другой виртуозно играет на струнах души. Вот уж где ты не просто близко знакомишься с этим уникальным инструментом, а влюбляешься в него, хочешь узнать о нем все, что только можно, и главное, после встречи с ним тебе хочется слушать этот неподражаемый звук... И вот ты уже один на один с этим звуком, мелодией, и уже не понимаешь – внешний ли это мотив или он где-то в твоем сердце, а вот ты уже недоумеваешь, почему эта «большая скрипка» поет о тебе, о твоих чувствах, выворачивая наизнанку душу.
А есть и другая история взаимоотношений с этим инструментом. Вспомните хрестоматийный «Полет шмеля» Римского-Корсакова, тот самый, что слушали на уроках музыки все дети советских и теперь уже российских школ. Это монотонное жужжание, которое стремительно нарастает, становится все ярче и интенсивнее, оно захватывает тебя, не отпускает, и вот перед тобой уже не музыкант со своим инструментом, а четкий зрительный образ жужжащего шмеля, он кружится и то раздражает, то восхищает своими пассажами. Так вот и это – тоже виолончель...
Неигрушечный конкурс
Заинтригованы? Вам тоже хочется окунуться в музыкальную магию? Виолончель есть практически в любом оркестре. Без нее трудно отразить мысли композитора, эмоции героев, трудно вовлечь слушателя. Без нее невозможны ни мрачно-драматические сюжеты, ни воздушно-лирические. Ведь в умелых руках виолончель и плачет, и поет, и размышляет, и заливисто хохочет.
Раз в два года услышать настоящих виртуозов виолончели саратовцам можно и на конкурсе имени Кнушевицкого. Вот уж где много «умелых рук» и поющих сердец!
Конкурс этот уникальный. Мало того что здесь главенствует Ее Величество Музыка – вне политики и вне конкуренции, так еще он – единственное отдельное международное состязание среди виолончелистов. Традиционно на него съезжаются молодые виртуозы со всего мира. И каждый раз это испытание для членов жюри: определить победителя с каждым разом все сложнее.
– Идея конкурса Кнушевицкого уже вошла в историю музыкальной культуры, – отмечает член жюри конкурса Владимир Тонха. – Это второй по своему размаху фестиваль молодых талантов после конкурса Чайковского. Сейчас практически нет исполнителей, не имеющих званий лауреатов международных конкурсов. Но для виолончелистов все это «игрушечные» конкурсы. А этот конкурс – настоящий.
В этом году (а конкурс проходит уже в четвертый раз) было подано рекордное количество заявок на участие – более восьмидесяти! И это при том, что в положении о конкурсе максимальное число ограничивалось сорока конкурсантами... Представляете, как много людей не только знают, что такое виолончель, но и понимают, как донести эти знания до зрителя.
И что очень важно, конкурсанты – все люди молодые. Именно на поддержку молодых виртуозов, на усовершенствование профессионального уровня будущего поколения музыкантов и направлен сам конкурс Кнушевицкого. Инициатором же такой идеи в 2012 году выступил российский предприниматель, доктор экономических наук, поэт, композитор, член Союза писателей России, главный акционер промышленно-финансовой группы «Сафмар» Михаил Гуцериев.
– Сколько бы ни приехало участников – мы бы всех прослушали. Это конкурс молодых исполнителей, и наша задача – сделать все, помочь им, чтобы они раскрылись, – говорит председатель жюри конкурса и ученик Святослава Кнушевицкого Игорь Гаврыш.
Для одних польза, для других аллергия
В этом году конкурсанты состязались по двум возрастным номинациям. В младшей группе (до 18 лет) конкурсные испытания были ограничены двумя турами (отборочный и финальный). В старшей (с 18 до 30 лет) – плюсом был третий тур, где музыкантам предстояло сыграть в сопровождении оркестра. Стоит добавить, что все прослушивания проходили публично, а произведения исполнялись наизусть.
Потрясла и атмосфера конкурса – по-домашнему теплая, дружественная. На прослушиваниях участники сопереживали друг другу, особенно это было заметно в младшей группе. За соперников волновались, как за себя. Здесь не принято желать конкурентам ошибки. Каждый конкурсант знает свой реальный уровень подготовки и приехал его показать. Впрочем, и соперников-конкурентов здесь нет, вокруг – исключительно коллеги: перенимают опыт, учатся чему-то новому.
В конце концов, ещё не ясно, кто в итоге обретёт больше – лауреат первой степени, достигший награды и успокоившийся на этом, или тот, кто не прошёл во второй тур, но в дальнейшем будет работать в два раза усерднее.
С тем, что конкурс на молодых исполнителей влияет по-разному, согласен и председатель жюри конкурса Игорь Гаврыш.
– Для одних это польза, а для других – аллергия. Есть люди, которые из-за своей нервной системы испытывают огромный стресс. Известен великий музыкант двадцатого века (не буду называть имён): его под зад коленом выпихивали в Большой зал консерватории, и он обреченно шел к своему месту, чтобы играть. Сегодня много фестивалей, различных смотров, концертов, где можно себя показать. А раньше, если ты не играл на конкурсе – ты никто.
























В ожидании новых открытий
И вот завершающий этап конкурса. Репертуар финалистов – сложнейший материал, требующий совершенной техники и эмоциональной подачи. Концерт для виолончели с оркестром Гайдна до мажор, «Вариации на тему рококо» Чайковского в переложении для виолончели и фортепиано, концерты для виолончели с оркестром Карла Давыдова, первые части виолончельных концертов Антонина Дворжака и Дмитрия Кабалевского, Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром Арама Хачатуряна в транскрипции для виолончели и фортепиано – это, представьте себе, предложили в финале музыканты из категории «дети».
Жюри пришлось потрудиться. В этом году явных лидеров не было. По мнению судей, дети шли ровно, дополняя друг друга и в общей массе производя яркое впечатление. Мало того, имена достойных победы не было ясны до последнего. Так, хорошо показавший себя на первом туре Диёрбек Нортожиев во втором выступлении оказался заметно слабее. А Арсений Ставицкий, напротив, именно во втором туре раскрыл свой потенциал, сделав серьезную заявку на победу. Прекрасно выступили конкурсанты из Китая.
Во взрослой возрастной группе в финал вышло семь конкурсантов. В сопровождении академического симфонического оркестра саратовской филармонии они исполнили «Вариации на тему рококо» Чайковского, Концерт №1 для виолончели с оркестром Сен-Санса и Концерт для виолончели с оркестром Элгара.
– На конкурсе в 2016 году с первого тура вперед вырвался блестящий мастер штрихов Рустем Хамидуллин. Здесь такого лидера нет, но очень сильно возрос профессиональный средний уровень. Это радует. Это основа. Пройдет время, и от этих средних координат будут отталкиваться следующие исполнители. И на будущих конкурсах мы можем ожидать новых открытий, – отметил председатель жюри Игорь Гаврыш.
А новые имена несомненно будут! Музыкальные школы сегодня переполнены, и, что приятно, и в нашем городе есть прекрасные педагоги по специальности «виолончель». Кто знает – может, единожды послушав этот удивительно проникновенный голос виолончели, вы тоже захотите стать причастным к волшебному миру музыки...
Но вот уже прозвучал заключительный аккорд концерта-закрытия конкурса. Победители названы. А мы прощаемся с четвертым конкурсом и готовимся сказать: «Здравствуй, пятый!»
Для справки:
Призеры старшей группы
Первая премия: Ежов Давид (Россия/Москва)
Вторая премия: Мухаметдинов Камиль (Татарстан/Казань)
Третья премия: Алдангор Раббани (Казахстан), Махнач Михаил (Беларусь)
Дипломы: Родионов Михаил (Россия/Саратов), Корзухин Никита (Россия/Санкт-Петербург), Измайлов Илья (Россия/Санкт-Петербург)
Призеры младшей группы
Первая премия: Ставицкий Арсений (Украина/Киев), Намиса Сун (Китай)
Вторая премия: Никонов Даниил (Россия/Москва), Ван Ясэнь (Китай)
Третья премия: Микрюков Андрей (Россия/Москва), Чжэн Си (Китай)
Дипломы: Барса Идиль (Турция), Шерстенников Архип (Россия/Москва), Ван Гуаньсин (Китай)