Две похоронки на одного батальонного комиссара

Оценить
Я мало что помню из рассказов бабки о нем. Разве что «драпали, лежал никому не нужный» (дед был тяжело ранен и умер в военно-полевом госпитале) и что до войны она жила «как золотая рыбка», в смысле как сыр в масле.

Попов Флор ИсаевичМой дед Попов Флор Исаевич погиб в августе 1941 года. Его жену Марию Васильевну об этом известили дважды.

Я мало что помню из рассказов бабки о нем. Разве что «драпали, лежал никому не нужный» (дед был тяжело ранен и умер в военно-полевом госпитале) и что до войны она жила «как золотая рыбка», в смысле как сыр в масле.

В довольно молодом возрасте Фрол Попов поменял имя на Флор. Ему казалось, что так проще произносить. Поэт Константин Симонов по той же причине из Кирилла сделался Константином, а дед всего лишь поменял порядок букв. И путаница сопровождала его всю оставшуюся жизнь и после смерти. Поэтому бабка и получила две похоронки. В первой значился Попов Фрол Исаевич (писари, видимо, считали что имени «Флор» в природе не существует). Понятно, что муж погиб «проявив геройство и мужество», но как вдове получить пособие, ведь замужем она была за Флором, как значилось в свидетельстве о браке. И пенсию на ребенка не получишь по той же причине. Поэтому прислали вторую похоронку, на таком же стандартном бланке, но уже с правильным именем. Обе похоронки до сих пор хранятся в семейном архиве. В той, что на Флора, у скорбной бумажки оторван угол.

Извещение

Посмертно дед был награжден Орденом Красной Звезды. Но в газете «Известия» от 27 августа 1941 года в Указе Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами и медалями СССР начальствующего и рядового состава войск и истребительных батальонов НКВД СССР» батальонный комиссар Попов снова Фрол. Как и в справке, присланной бабке в феврале 44-го из отдела по учету и регистрации награжденных при секретариате Президиума Верховного Совета СССР.

Справка

Может, поэтому деда нет в списке награжденных на сайтах «Память народа» и «Подвиг народа»?

Бабка считала, что дед умер 19 августа. Но в разных источниках даты разные. В похоронке на Фрола – 20 августа, на Флора – 22-е. На сайте «Память народа» и «Мемориал» дата выбытия 18 августа – это видно из скана выписки из госпиталя: «Умер при необратимом шоке. Смерть от паралича сердца». Первое место захоронения – Карело-Финская ССР, Кюрполя, Красное село. Потом погибших 33-го отряда перезахоронят в Приозерском районе Ленинградской области, в 300 метрах восточнее поселка Саперное, воинское захоронение 4.

В семейном архиве сохранились письма деда, пронизанные теплом и заботой. От 12 августа, последнее – от 15-го. Через день дед будет смертельно ранен. Видимо, батальонный комиссар Попов так горячо любил свою жену, что находил время писать столь часто. Бумаги толком не было, письма на каких-то бланках, оберточной бумаге, полуистлевшие листки хранятся до сих пор. Небольшие записки адресованы дочери (моей матери). Интересовался, что дочь читает, есть ли книжки, спрашивал, чем она помогает матери. Бабка с матерью к этому времени были в эвакуации в Алге в Казахстане. Жене дед советовал «не экономить на питании», «найти, чем заняться с пользой для интересов Родины». Дед был ответственным за пропаганду в 33-м погранотряде, и это чувствуется в письмах домой. Приветствовал желание жены пойти работать «для обеспечения успеха в разгроме лютого врага всего человечества немецкого фашизма».

Знала ли бабка, как погиб ее муж? Вряд ли. Командиры писали вдове о его человеческих качествах и о том, что он пал смертью героя. Зато я теперь знаю – в век интернета все стало возможно.

Еще до начала войны 33-й погранотряд, охранявший границу в районе Выборга, отбил нападение финских войск. И в первую неделю Великой Отечественной пограничные подразделения Финляндии неоднократно вступали в бой, но их удавалось отбрасывать. Финны пытались вернуть проигранную в недавней войне территорию. Потом до середины августа все было спокойно.

В ночь с 15 на 16 августа в качестве подкрепления для 265-й стрелковой дивизии, сражавшейся под Ряйсяля (сейчас поселок Мельниково Ленинградской области), из Сяккиярви (ныне Кондратьево) был отправлен на машинах 33-й погранотряд. Переправившись через Вуоксу и направляясь по лесной дороге к деревне Ораванкюто, вечером 16 августа погранотряд был внезапно атакован передовыми частями 18-й пехотной дивизии вермахта. Фашистам удалось окружить пограничников, которые отчаянно оборонялись, используя имевшиеся танки и артиллерию. Три дня в этом районе шел жестокий бой. 33-й погранотряд был полностью разгромлен.

Тяжело раненного батальонного комиссара Попова удалось доставить в военно-полевой госпиталь. На следующий день он умер. Небольшая часть пограничников смогла вырваться из окружения, в том числе и командный состав. Но уже без комиссара Попова и многих других.

Могила

На месте неравного боя установлен памятник. На третьей плите слева первая запись: «Бат. комис. Попов Ф.И.». Всего 78 фамилий. Координаты для GPS: N 60° 44,488' E 29° 36,504' Неподалёку от речушки Копанец на развилке дорог. Когда был установлен памятник, найти не удалось, первые фото в интернете от 2007 года. Бабка ушла в 1981 году. Они с матерью туда так и не добрались...

Могила