ТЮЗ. Поколенческий провал

Оценить
Что проект вызывающе неказист, архитектурно ничтожен, знали давно, но все возражения опровергли областные амбиции, что у нас, дескать, будет самый-самый большой ТЮЗ.

Еще в 70-е годы, когда лишь было принято решение о строительстве нового здания ТЮЗа, понимающие саратовцы рассуждали о том, что ни этому, ни какому другому театру города не нужно столь объемистое помещение. Когда Драма, даже при Дзекуне, играла при незаполненном зале, а тюзовцы гордились всегдашними аншлагами, им говорили: если бы вам столько мест, сколько в новом здании Драмы, и вы бы не заполнили зал.

Что проект вызывающе неказист, архитектурно ничтожен, опять-таки знали и тогда, но, как водится, все возражения опровергли областные амбиции, что у нас, дескать, будет самый-самый большой ТЮЗ. И если тогда в проекте хоть была эдакая модная в 70-е годы техническая продвинутость, то теперь, когда мода на подобную «архитектуру» давно прошла, здание смотрится особенно ужасно.

Нагнетаемый ажиотаж с достройкой здания ТЮЗа, в который были втянуты многие уважаемые люди, явно подпитывался и теми, кто уже нагрел руки на долгострое и не собирался охлаждать загребущие ладошки в дальнейшем. На вооружение была принята демагогия типа «гибнет культура». Договорились до того, что в письме тогдашнему губернатору Ипатову, подписанном и уважаемыми, а за компанию с ними и вовсе не уважаемыми гражданами Саратова, говорилось о «каждом ребенке губернии», который сможет посещать именно такой огромный ТЮЗ. То есть ездить на спектакли, скажем, за 400 километров из Перелюба. И все почему-то забыли, что Саратов едва ли не единственный крупный город России, не имеющий ни одного концертного зала. Восстанавливать надо было за несопоставимо меньшие деньги старое здание, а уж коли гигантский дом, занявший квартал Киселева – Чапаева – Б. Казачьей – Вольской, все-таки достроили, не лучше ли было обратить его в концертный зал многоцелевого использования? Ведь иные саратовские сцены уже превращаются в концертно-прокатные площадки.

Сужу по афишам о возросшем проценте «гостей». Вот афиша Театра драмы на ближайшие месяцы.

4 декабря. «Звездный пасьянс». Фестиваль шансона.

11 декабря. «Не торопись прощаться». Антреприза.

19 декабря. «Любовь не картошка». На афише написано «комедия», на сайте – «концерт».

20 декабря. «Уральские пельмени». Шоу, естественно.

9 января. «Здравствуй, доктор, Новый год». Концерт-маскарад…

А далее Газманов, Пенкин, Галкин…

Грустно все это.

В ТЮЗе не так давно в дополнение к худруку Ошерову появился и главный режиссер. Его послужной список загадочен.

8 октября 2014 года барнаульская пресса сообщала:

«Руководство Алтайского театра драмы имени Василия Шукшина во вторник представило нового постоянного режиссера, возглавившего труппу, им стал Алексей Логачев, рассказала на пресс-конференции директор Любовь Березина. "Я очень рад здесь работать. Прибыл только вчера и уже живу в ожидании премьеры этого сезона, спектакля "Я пришел дать вам волю", – говорит сам Логачев».

А 14 сентября 2015 года уже саратовская пресса брала интервью у нового главрежа ТЮЗа: «Алексей Логачев: Да, теперь я живу в Саратове, постоянно будут тут находиться. Я рассматриваю сотрудничество с другими театрами, но частично. Мое постоянное место работы здесь – в саратовском ТЮЗе. Я сотрудник этого театра, и здесь лежит моя трудовая книжка.

Что вас заставило остаться здесь?

Алексей Логачев: Я давно сотрудничаю с этим театром. Я приехал сюда впервые два года назад. Так что мое назначение и знакомство с ТЮЗом длится уже продолжительное время».

На той пресс-конференции, где представляли Логачева, директор ТЮЗа Анатолий Барсуков сообщил, что тот «уже успел до мая этого года побывать главным режиссером в Барнаульском театре, полтора года являлся сотрудником Алтайского театра драмы им. В.М. Шукшина, успел сделать постановку в Екатеринбурге». И то, что директор театра пытается придать вес назначенному главрежу сообщением, что тот «успел побывать» (лучше не скажешь) полгода главрежем в Барнауле, и при этом делит тамошний театр на два: «Алтайский» и «Барнаульский», а сам «побыватель» не поправляет ошибку – все это выглядит не очень опрятно.

А агентство Саринформ вообще известило, что молодой режиссер «во время театрального сезона 2014/2015 года работал в качестве очередного режиссера в Алтайском краевом театре драмы имени Шукшина». Так главным или очередным? Или я по своей темноте не знаю, что эти определения синонимы?

Смена поколений – обязательный жизненный закон. Действует он и в искусстве. На смену старшим приходят младшие, на смену старым приходят молодые. Всё правильно: сыновья заступают на место отцов. В 1995 году по инициативе Ю.П. Киселева народный артист РФ Ю.П. Ошеров был назначен главным режиссером ТЮЗа, а с 2007 года Ю.П. Ошеров становится художественным руководителем театра, при этом главным режиссером – увы, всего лишь два года – был Григорий Цинман.

То есть незадолго до смерти восьмидесятиоднолетний Киселев рекомендует себе в преемники своего ученика и соратника – пятидесятитрехлетнего Юрия Ошерова. Разница в возрасте двадцать восемь лет. Сыновья приходят на смену отцам. А сейчас? В 2015 году при семидесятитрехлетнем художественном руководителе Ошерове назначают тридцатилетнего главного режиссера Логачева. Разница в сорок три года. Сыновья… нет, внуки приходят на смену дедам. А где же отцы, которым сорок-пятьдесят-шестьдесят лет? Какой-то поколенческий провал. И поэтому, видимо, внуку не оказали полного доверия, оставив при должности и дедушку.

К тому же в последние годы на роль лидеров все чаще стали претендовать директора театров. И все чаще их ловят на злоупотреблениях. Последний пример: задержан бывший директор Саратовского театра оперы и балета Ренат Мухамедьяров, против него возбуждено уголовное дело. Но он хоть по образованию музыкант, а вот у нового директора оперного за плечами – политехнический институт, работа в сельскохозяйственном НИИ, затем вдруг управление культуры, откуда уже естественным образом он попал в проректоры консерватории.

Кто был при Киселеве директором (скажем, милейший Александр Степанович Мазаев), уже мало кто помнит. Но все помнят, как стал командовать парадом директор ТЮЗа Валерий Райков при худруке Ошерове. Этот рабочий сцены ухитрился даже сделаться руководителем областного отделения Всероссийского театрального общества и даже преподавать актерское мастерство (так!) на театральном факультете консерватории. Я слышал от тюзовских актеров про хамское отношение Райкова к ним. Когда начались официальные – вверху – разборки после пожара, который, конечно, можно было при гигантском штате пожарников если не предотвратить, то минимизировать, стало известно про такие финансовые шалости директора, которые ему почему-то простили. То, что возникавший затем то в одном, то в другом столичном театре Райков вскоре оттуда исчезал (из БДТ, из «Современника», а Роман Виктюк сразу отказался с ним работать), – все это говорит о многом. Хорошо разбирающийся в теме Леонид Эйдлин сказал про Райкова: «Он не может быть директором, потому что не любит артистов».

А появившееся еще при недолгом тандеме Ошеров – Цинман наличие в театре одновременно и художественного руководителя, и главного режиссера я бы назвал кадровой тавтологией. Во всяком случае, другого прецедента не знаю и, любопытствуя на этот счет, нашел лишь в одном театре – имени Моссовета – не одного худрука, а режиссерскую коллегию из Юрия Еремина, Сергея Юрского и Андрея Кончаловского, да еще в столичном ТЮЗе сразу двух худруков – мужа и жену Каму Гинкаса и Генриетту Яновскую.

Остается лишь надеяться, что возникшее в нашем ТЮЗе странноватое соединение в полном смысле слова «стара и млада» способно претвориться в новую творческую силу.