Метро во время чумы

Оценить
О блоге Варламова, заложенных депо и обещаниях Володина.

Все, кто в теме, читали блог Варламова «Саратову осталось недолго». Ничего нового этот социал-расист и грубиян, мечущийся между официозом и оппозицией, сказать не мог, но как сломанные часы два раза в сутки показывают правильное время, так и Варламов иногда называет вещи своими именами. В общем, вытащил на федералку заскорузлые провинциальные болячки, заставив лишний раз понервничать местную шушеру, и на том спасибо.

Год назад мы рассказывали про «казус пилолистника» – природное (а следовательно, еще более неопровержимое, чем блоги москвича-одуванчика) подтверждение умышленного разрушения транспортной инфраструктуры Саратова времен углеводородной «стабильности». Еще одно свидетельство того, что электротранспорт Саратова накрывается медным тазом, – выигранный «Россельхозбанком» иск о взыскании задолженности в 100 миллионов рублей с МУПП «Саратовгорэлектротранс». В результате саратовское стратегическое предприятие фактически лишилось крупных инфраструктурных объектов: трамвайного депо в Заводском районе и троллейбусного – в Ленинском.

Лет десять назад «крепкие хозяйственники» вывели из строя ленинское депо №3 – некогда перспективный объект, заточенный под обслуживание скоростного трамвая. Проработав лихие 1990-е годы, трамвайное депо в Ленинском не устояло, когда «патриоты-государственники» занялись «подниманием России с колен». «Подняли» на отдельно взятом пятачке улицы Безымянной так, что от депо (а до кучи и располагавшегося там музея саратовского трамвая, и профилактория «Саратовгорэлектротранса») не осталось и мокрого места. Сначала законсервированный объект растащили вандалы, а потом землицу отдали видному девелоперу-единороссу и несостоявшемуся губернатору, стараниями которого там выросли убогие в архитектурном, планировочном и эстетическом плане человейники.

Руины трамвайного депо №3

Если наиболее современного узла по обслуживанию трамваев СГЭТ уже безвозвратно лишился, то, возвращаясь к истории с «Россельхозбанком», что-то похожее, по всей видимости, ожидает и троллейбусную инфраструктуру. Ведь как говорят спецы-транспортники, именно депо на улице Буровой остается самым «продвинутым» в части базы ремонта и обслуживания «рогатых». Кто тут виноват, однозначно не скажешь – у всех есть свои оправдания. Но очевидна здесь коллективная вина – как федеральных бюджетных колониалистов, выжимающих соки из регионов и превращающих российскую провинцию в малопригодную для жизни факторию, так и их местных ставленников, бессильно что-то бормочущих про «непростую ситуацию» в муниципалитете.

И тут, незадолго до развязки истории «Россельхозбанк» vs СГЭТ, в дело вступил «наше всё» – Вячеслав Володин. Спикер Госдумы еще в октябре заявил не только про печальную судьбу САЗа (тоже, кстати, яркий образчик разрушения реального сектора экономики России во времена Путина), но и про скорый запуск скоростного трамвая в Саратове.

Руины трамвайного депо №3. Стенд бывшего музея саратовского трамвая

Первоначально это протранслировал ТАСС, сообщивший со ссылкой на Володина, что в 2018 году начнется разработка проекта строительства линии первого в Саратове скоростного трамвая протяженностью 27 километров.

«Мы приступим к реализации проекта по строительству первой в Саратове линии скоростного трамвая уже в следующем году. Трамвай будет двигаться со скоростью вагонов метро. Для строительства линии необходимо будет провести масштабные работы, одна из задач – сделать новые пути удобными, благоустроенными и безопасными», – сказал Володин. В сообщении ТАСС говорится, что «линия пройдет через весь город и соединит Заводской и Ленинский районы. Сейчас по данному маршруту следует обычный трамвай, однако вагоны двигаются медленно и часто ломаются».

Потом об этом сообщил рупор мэрии – «Саратовская панорама», причем в красках, достойных великого комбинатора, рассказывающего про Нью-Васюки:

«Добраться с окраин Ленинского района до университета или вокзала за 10-15 минут – уже скоро это может стать вполне реальным. Вагоны скоростного трамвая помчатся по эстакадам над оживленными городскими перекрестками и напрямую свяжут поселки Елшанка и Комсомольский. Такую информацию в ходе очередного визита в октябре этого года озвучил наш земляк, председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин. Поддержать строительство скоростной линии трамвая в Саратове спикера попросил губернатор области Валерий Радаев».

Руины трамвайного депо №3. Стенд бывшего музея саратовского трамвая

Весной 2013 года автор этих строк присутствовал на небезынтересном мероприятии – рабочей встрече в городском комитете дорожного хозяйства, на которой общественности представили проект модернизации системы рельсового транспорта в Саратове путем превращения привычного, убиваемого агрессивной средой трамвая в трамвай современный, скоростной, или легкое метро. Подробно об этом можно прочитать тут, а в контексте важного и актуального (я не шучу) предложения Вячеслава Володина нам важны озвученные тогда, в 2013-м, перспективные сроки реализации наступления в Саратове транспортного рая, ставшие уже историей.

Концепция модернизации, продвигавшаяся некогда по инициативе тогдашнего замглавы мэрии по городскому хозяйству Дмитрия Федотова (эх, романтиком был Дмитрий Саныч, даром что ушел трудиться к застройщикам), состояла из четырех этапов. Три из них и тогда казались воздушными замками, поэтому напомним про первый, подобие которого, судя по всему, и предложил реанимировать наш великий земляк.

Троллейбусное депо на Буровой

Четыре года назад власти Саратова на полном серьезе говорили о планах к 2015 году (!!!) создать два больших маршрута скоростного трамвая. Первый планировалось проложить от 6-й Дачной до 1-го Просяного проезда, то есть объединив нынешние маршруты №3 и №9, а второй – от Политехникума СГУ на 6-м квартале до Октябрьского поселка, объединив существующие маршруты №10 и №11 (важный момент: о скоростном трамвае по этим маршрутам говорится и в генплане Саратова, рассчитанном до 2025 года).

Троллейбусное депо на Буровой

Говорить о том, почему все это не стало явью – моветон. Все знают стандартную отговорку, сгенерированную архитектором путинизма Борисом Березовским («деньги были, деньги будут, сейчас денег нет»), а затем творчески переработанную Дмитрием Медведевым («денег нет, но вы там держитесь»).

Можно предположить, что и недавние обещания мало чем отличаются от прожектов муниципальных мечтателей во главе с Дмитрием Федотовым, правда, в отличие от последнего, у Володина несравненно больше ресурсов, да и свежо в памяти воплотившееся в плитку на Волжской обещание пешеходной зоны с другими урбанистическими экспериментами КБ «Стрелка». Однако, в отличие от модных общественных пространств, дизайн-кодов, фонтанов и даже нереализованного, к счастью, пляжа на стоках, развитие городского электротранспорта – куда более бюджетоемкая вещь. К примеру, из 220 трамвайных вагонов, имеющихся в парке СГЭТ, только 23 – новые (приобретались в 2008-2009 годах). Остальные – на 100% устаревшие и малопригодные для нормальной эксплуатации, не говоря про реалии легкого метро (и подарок Москвы в виде бэушных вагонов не спасет ситуацию). Из расчета, что один новый вагон стоит около 15 млн рублей (по самым скромным оценкам), на замену 200 трамваев Саратову понадобится не менее 3 млрд рублей. Плюс на обновление инфраструктуры (рельсы, подстанции, контактная линия, изоляция путей от автодорог эстакадами и/или тоннелями) – сумма не меньшая.

Троллейбусное депо на Буровой. Сотрудники

Я не противник урбанистических нововведений, превращающих Саратов из города-ада и города-парковки в удобный мегаполис для жизни (чего бы там ни говорили критики КБ «Стрелка» и особенно противники рельсового транспорта из числа автоупоротой публики). Но как при нищем бюджете в 11 миллиардов, при заложенном в банке имуществе СГЭТ, при нынешних «эффективных менеджерах» можно за год создать первую очередь легкого метро, я – увы – не могу себе представить. Точнее, могу, но не как скорое и светлое будущее, а как предвыборный прожект для отвлечения внимания от окружающего полураспада всего и вся или как коррупционную прачечную по типу подготовок городов к ЧМ-2018, на строительстве объектов в которых погорела уже не одна генерация «крепких хозяйственников».

Троллейбусное депо на Буровой