Письмо председателю УИК №24

Оценить
«Днем Вы говорили, что Вашему начальству безразлично, сядете Вы или нет. Для них главное – правильный протокол. Не новелла, правда? Но оказалось, Ваше отношение к коллегам не сильно лучше. Поверьте, в силу именно таких ситуаций Вас и Ваших мерзавцев-начальников терпят с трудом».

Ольга Александровна, здравствуйте.

Мы провели незабываемые 19 часов вместе, откровенно разговаривали, в какой-то момент выстроили уважительные отношения, а разошлись с полицией и скандалом. Не попрощавшись, не объяснившись, не прояснив позиции. Не знаю ни Вашего телефона, ни почтового адреса. Не нашел Вас на Фейсбуке... Поэтому изложу хронологию событий и свои впечатления здесь.

Почему мы пришли на участок №24? Почему «к Вам»?

«Мы зла не помним, мы его записываем»

Помните 2016-й год? Ваш УИК не выделялся на фоне остальных завышенной явкой. Вы, как и все, включая соседей с УИК №23, не обращая внимания на реальное волеизъявление пришедших на выборы 30-35% избирателей, смело добавили в урны 30% бюллетеней, нарисовали явку в 65%, нарисовали ЕдРу 62,...%.

Но зачем же так неосторожно с «Яблоком»-то? На соседнем УИКе – 3,71%, а у Вас – 1,1%. Возможно, Вы просто угадали правильные цифры. Но, скорее всего, взяли за основу «результаты» выборов, заранее «предначертанные» руководством области в «будущем» итоговом протоколе по Саратовской области. Ваш дар «предвидения» слишком сильно бросается в глаза.

Ольга Чурикова

Мы бы спустили такое оскорбление деревенскому УИКу, но Вы же городские. К тому же слишком много времени и сил потратили «яблочные» кандидаты, ножками оттаптывая именно «Ваш» участок.

10 сентября 2017 года. Утро

«У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление»

В 7.00 я и мои товарищи Илья Козляков, Владимир Зезин, Роман Дрякин пришли в УИК №24, зарегистрировались и стали ждать начала процесса голосования. Здороваясь, я сказал: «Здравствуйте, коллеги. Поздравляю, сегодня мы вместе с вами проведем стерильный (честный) день голосования. Мы сделаем все, чтобы помочь вам в этом. Мы не будем писать жалобы, не будем скандалить. Мы будем исключительно помогать!»

1 стадия – Отрицание

В 7.30 мы попросили комиссию предоставить для ознакомления списки избирателей и прочие документы, которые вправе осмотреть до начала работы участка. Вы нам строго сказали, что все после 8.00. Мы спокойно дождались указанного Вами времени. Кстати, зря. Конечно, книги оказались не прошиты... Если бы мы потребовали предоставить документы сразу, Вам не пришлось бы исправлять Ваши же огрехи в течение дня.

Ольга Александровна, разве я или мои коллеги написали хоть одну жалобу на незначительные и устранимые нарушения? Нет, мы предоставили Вам возможность все исправить. Более того, мы не стали спорить по поводу места размещения наблюдателей, с которого всем остальным горе-наблюдателям было крайне неудобно следить за процессом голосования. Всем, кроме нас. Знаете почему? Мы были уверены в зумах наших видеокамер. А горе-коллегам из КПРФ, ЛДПР и СР было все равно, где дремать.

2 стадия – Гнев

В 8.00 Вы гордо постояли под советский гимн и объяснили нам наши права и обязанности. Практически Вы указали нам на наше место. Было очень смешно, правда.

8.10 Илья Козляков (кандидат в депутаты), увидев списки избирателей, галантно просит их прошить. Предположив, что точно такое же нарушение есть на соседнем участке, он отправляется туда и «наводит порядок там».

Несколько слов об Илье. Очень редко встречаются люди, в характере которых необходимая контролируемая агрессия сочетается с пониманием конечной цели, с умением к ней двигаться, достигая компромиссов, не ставящих под удар убеждения и принципы. Илья такой и из него выйдет блестящий депутат. Обязательно.

8.30 я заявляю требование о том, что члены нашей команды пойдут с каждой переносной урной, и проверяю список для выездного голосования. Помните, как я удивился, увидев там лишь 17 фамилий? Я Вам сразу объяснил почему, но в этом письме напишу об этом чуть ниже.

9.20. Проголосовало 10 человек.

Около 11.00 первая переносная урна отправилась в путь вместе с веселым молодым членом УИКа в стильном костюмчике, девушкой от «Коммунистов России» и суровым Романом Дрякиным. Вы выдали им 25 комплектов бюллетеней, хотя не имели права выдавать больше 19-ти. Я напрягся, но не стал писать жалобу. Знаете, почему? Я был уверен в Романе, как в себе. Когда через час урна вернулась с ШЕСТЬЮ голосованиями, я был ошарашен.

Мы мило обсудили с Вами тему списков соцстраха, хотя Вы уже начинали сильно нервничать.

13.00. Явка 5%.

К 14.00 поступило еще 3 (ТРИ) заявки на голосование на дому.

Ау, администрация Саратова!!! Вы совсем охренели??? Вы даже в предвыборный период об избирателях вспоминать не желаете. Ни лавочки во дворе покрасить, ни водочки с колбаской занести??? Списки соцстраха на сегодня – второй после мобилизации бюджетников более-менее легитимный способ достижения «запланированных» результатов на выборах. Но Вы уже совсем мышей не ловите! Думаю, Сараева сняли не только из-за внутриклановой разборки, но еще и поэтому.

14.10. Мы закрыли реестр голосования вне участка. С урной пошел Владимир Зезин. Урна вернулась быстро, проголосовало два человека.

Честно говоря, в этот момент о плохом думать начал я.

Если саратовская «электоральная культура», простите за оксюморон, не предполагает использования таких относительно законных приемов, то у Вас остался единственный выход – вынести нас с участка.

В этот момент я впервые за день позвонил в штаб «Яблока» и запросил поддержки. Видимо, примерно в этот же момент впервые за день Вы позвонили своему руководству и попросили того же. «Яблоко» подтвердило все договоренности и взяло на дополнительный контроль наш УИК. Вам, очевидно, предложили выплывать самой.

Около 14.30 у Вас появились слезы на глазах.

В 14.50, Ольга Александровна, мы впервые поговорили по душам.

– Вы понимаете, что меня уволят? Я не собираюсь за «них» сидеть, и теперь меня уволят.

– Валите все на меня. Во-первых, у меня уже давно репутация отморозка. И во-вторых, у меня есть определенный статус не только в партии, но и в...

– Не поможет, им это все равно.

3 стадия – Торг

В 15.10 Вы попробовали договариваться.

Мы прервали разговор, практически не начав его. Поясню почему.

«Самовосхваление унижает»

Думаю, следует рассказать немного обо мне. Я....................................................

................................................................................................................................................................................................. Понимаете, для меня политика – лекарство для души и затратная часть. А если Вы думали предложить некий процент в итоговом бюллетене для «Яблока», то все еще смешнее. Помните, яблочно-патетическое про неразменность принципов на проценты. Так вот, это правда.

4 стадия – Депрессия

Около 17.10 я предлагаю Вам медийную поддержку от первых лиц партии в федеральных СМИ. Мол, председатель УИКа отказалась фальсифицировать выборы и может потерять работу. Ваш ответ был блестящим: «Вы хотите, чтобы я не только потеряла работу, но и больше ее никогда не нашла?»

Примерно до 19.30 Вас было откровенно жалко. Но Вы – молодец, быстро собрались и, стремительно миновав 5-ю стадию – Принятие (согласие с неизбежной участью), в 20.00 пошли на второй круг.

2.1 стадия – Отрицание

В 20.00, «вспомнив», кто тут главный, Вы запретили всю видеосъемку.

– Снимать можно во время выборов, а сейчас выборы закончились, начался подсчет голосов!

Вот честно, я чуть не поперхнулся от смеха. Пока Рома Дрякин шел на Вас в атаку, мы позвонили в ТИК. Вас опять не поддержали. Пытаясь сохранить хорошую мину, Вы разрешили снимать с отведенного места, при этом снова перестали обращать внимание на Романа, курсирующего по всему залу с камерой.

2.2 стадия – Гнев

20.40. Не желая в соответствии с законом объявлять о каждом шаге своих действий, Вы откровенно потеряли контроль над собой и сорвались на Романа Дрякина и Владимира Зезина, «пристававших» к Вам с вопросами. Я бы не сказал, что они это спровоцировали. Вы сначала потеряли контроль за ситуацией, а потом снова потеряли контроль над собой. Да, ребята оказались черствы и невосприимчивы к Вашей «беде», но вправе ли Вы ожидать иного? Нет, и вот почему. Зезин из Чебоксар. Там выборы до сих пор, не удивляйтесь, напоминают то, что они должны представлять из себя на самом деле. Отдаленно, конечно. Но все же. Он целый день удивленно повторял: «У нас в Чебоксарах это было бы невозможно. У нас в Чебоксарах...» Для Володи, как для маленького ребенка, впервые познающего мир, все происходящее на саратовских «выборах» было феерическим шоу. Он все хотел видеть, запечатлеть на камеру своего смартфона и поделиться с миром своим потрясающим открытием.

Рома же, в свою очередь, слишком хорошо знаком с этим шоу, неоднократно в нем участвовал, получив массу синяков. У него свои счеты к устроителям.

2.3 стадия – Торг

Час Вы обсуждали ситуацию по телефону.

Примерно в 21.00. к Вам кто-то приехал («муж и надо вынести ему ключи»). Вы согласовали с нами возможность выхода за пределы участка. Да, это нарушение, но мы отказывать Вам не стали. Знаете, почему? Разрешив это, мы снова взяли УИК под полный психологический контроль.

Вас не было почти час. Согласитесь, столько времени ключи не выносят.

Моя версия: в этот раз Вы торговались в администрации.

2.4 стадия – Депрессия

22.30. Уничтожены невыданные бюллетени – 1615 штук. Для вброса у Вас ничего не осталось. И все наконец-то вздохнули. Мы спокойно, Вы печально. Казалось, все главное закончилось и остались мелочи.

23.30. Досчитываем бюллетени из урн. Вносим результаты в увеличенный протокол, проверяем контрольные соотношения. Тихо-мирно согласовываем друг с другом мелкие нарушения. Например, два унесенных губернаторских бюллетеня вписываем в недействительные, да простят меня сторонники «позитивного бойкота».

Вы докладываете результаты. Явка 10,3% (в четыре-пять раз меньше, чем у всех остальных). Губернатор меньше 50% (т.е. второй тур). «Единая Россия» около 45%.

Мы ошибочно решаем, что все закончилось, и измотанный за день Роман Дрякин едет домой.

Не знаю, что Вам сказало начальство, но около 24.00 Вы исчезаете с участка, не проведя итогового заседания комиссии.

00.20. Несмотря на то, что заседание комиссии не состоялось, нам выдают смешную копию его итоговых протоколов без подписей, заверенную лишь секретарем. Пособники фальсификаций от горе-партий радостно хватают эту липу и расходятся по домам. Мы терпеливо объясняем членам комиссии, что представляет из себя правильно составленный протокол, и как выглядит его копия, и чем отличаются посиделки за столом от заседания избирательной комиссии.

01.10. Внезапно обнаруживается, что перед исчезновением Вы предусмотрительно подписали-таки протоколы «своей рукой» и нам вот-вот выдадут «легитимные» копии. Несчастные члены комиссии послушно подписывают очередную липу, мы радостно ее берем. Еще бы, не взять такой замечательный документ для суда!

01.20. Под видеозапись пытаемся вручить секретарю комиссии жалобу на остановку процедуры выборов. Илья Козляков громко оглашает наши требования и снимает на камеру несчастного секретаря комиссии. На ней нет лица, она пытается спрятаться. И это Вы поставили ее в такую ситуацию.

01.30. Вызвана полиция, на проводе поочередно ТИК и облизбирком.

С председателем ТИКа мы согласовываем алгоритм дальнейших действий: в комиссии есть кворум, надо следовать закону, провести заседание без Вас и утвердить результаты выборов.

Немного о членах УИК24.

Днем Вы говорили, что Вашему начальству безразлично, сядете Вы или нет. Для них главное правильный протокол. Не новелла, правда? Но оказалось, Ваше отношение к коллегам не сильно лучше. Поверьте, в силу именно таких ситуаций Вас и Ваших мерзавцев-начальников терпят с трудом. Купленную лояльность проявили лишь два человека из всей комиссии, но «при первом шухере» сдадут и эти.

Ваши коллеги вынужденно (Вы втянули их в это, Вы повязали их подписями под протоколом заседания, которого не было) поддержали Вашу версию событий: «подписав протоколы, председатель уехала «под капельницу».

Во-первых, «подписанные» протоколы не искали бы два часа. Во-вторых, так это или не так, не важно. Я не говорю здесь о многочисленных серьезнейших нарушениях закона, заключающихся в приостановке процесса выборов и т.д. Вы бросили коллектив и сбежали, не обеспечив им никакой помощи.

И еще, как же надо дрессировать и запугивать людей, чтобы довести их до полной беспомощности. Все понимали, что мы дожимаем ситуацию, подтверждали наличие кворума, соглашались с руководством ТИКа в необходимости проведения итогового заседания... И не только не смели, но, увы, банально не умели провести заседание без Вас.

2.5 Принятие

02.00. Полиция составляет протокол. Я пишу обращение в прокуратуру. Илья Козляков разговаривает с председателем облизбиркома.

02.10. Вы возвращаетесь.

Надо отдать должное, дальше Вы действовали по отношению к Вашим девчатам безупречно.

На немедленно проведенном заседании УИКа в ответ на мою жалобу Вы лично, а затем и «единогласно» постановили: член комиссии с совещательным правом голоса от партии «Яблоко» Ефимов А.В. слеп, глух и невежественен. Пару часов назад он присутствовал на итоговом заседании, которое утвердило результаты выборов, и сам этого не понял. Копии протоколов подписаны Вами собственноручно, и лишь необычайная тупость и обычная «яблочная» паранойя помешали ЧСГ Ефимову это понять.

Ольга Александровна, я до сих пор в восторге от этого решения. Высший пилотаж.

Вы покрыли подлог, который сами навязали членам комиссии, и пожалуй, для меня это лучшее из всего, что случилось за длинный-длинный «день выборов».

P.S. Не знаю, притворялись ли Вы, когда спрашивали: почему мы не удовлетворились протоколами, якобы подписанными Вами собственноручно.

На всякий случай объясню. Во-первых, оставив хотя бы призрачную, гипотетическую, но лазейку признания выданного нам протокола недействительным, мы бы оставили возможность Вашим начальникам заставить Вас пойти на преступление и переписать протокол заново. Я всегда рад Вас видеть, но не в гражданских или, не дай Бог, в уголовных судах. Во-вторых, мы не имели права никому верить. Да и можно ли верить саратовским УИКам?

P.P.S. Если Вам когда-нибудь потребуется, чтобы Ваши права отстаивали по закону и до последнего, кого Вы захотите видеть на своей стороне?

В результате подсчета голосов на 24-м «чистом» избирательном участке, проводившемся под контролем «яблочных» наблюдателей, итоговая явка составила 10,3%. Результаты голосования по партийным спискам получились следующие: «Единая Россия» – 44,68%, КПРФ – 24,68%, ЛДПР – 13,19%, «Справедливая Россия» – 5,96%, «Яблоко» – 5,53%, «Коммунисты России» – 2,98%. Валерий Радаев получил на этом участке 49,36% голосов избирателей. Напомним, что по утвержденным Саратовской областной избирательной комиссией данным явка по региону составила больше 54%. «Единая Россия» получила 66,84%; КПРФ – 14,67%; ЛДПР – 8,06%; «Справедливая Россия» – 5,75%; «Коммунисты России» – 2,26%; «Яблоко» – 1,22%. Валерий Радаев набрал 74,63%.