Погост для славы

Оценить
«Первый в России музей» превратился в «кладбище паровозов». В упадок постепенно приходят экспонаты музейного комплекса «Соколовая гора», размещенные под открытым небом и собираемые еще со времен Дмитрия Аяцкова. Образцы военной и гражданской техники, которые еще остаются местом притяжения горожан, постепенно ржавеют и разрушаются.

Те, кто не страдает короткой фейсбучной памятью и не является носителем клипового сознания, наверняка хорошо помнят тот ажиотаж, создаваемый Московской, 72, по поводу «народной стройки» музея Трудовой славы, который в спешном порядке сдали к 70-летию Победы. Не забыли, сколько ядреного энтузиазма излучали чиновничьи комментарии, как всем миром складывались на постройку, как сажали деревья, как проводили благотворительные концерты?

Тогда официоз утверждал, что, дескать, это первое в России подобное учреждение, как впоследствии стали говорить про пешеходную зону – самую длинную уже чуть ли не в Европе. В общем, если верить всему этому, то все, к чему прикасается рука саратовского «эффективного менеджмента», претендует на звание самого-самого, с которым принято носиться как с писаной торбой.

Так, в феврале 2017 года Валерий Радаев в выступлении на заседании актива Саратовской области зачислил в кейс своих достижений появление в Парке Победы музея Трудовой славы, который потом был реорганизован в музейный историко-этнографический комплекс «Соколовая гора».

Но если присмотреться, «глобальные проекты» нынешних «эффективных менеджеров» выглядят как попытка показать обитателям забитой провинции вместо кукиша в кармане рог изобилия. Рог изобилия, наскоро состряпанный из свертка официозной газеты, не говорящей про растущий госдолг, откаты, обнищание, повальный распад инфраструктуры и прочие атрибуты зубодробительного веб-панка (Веб-панк – направление компьютерной графики, а позднее – культурный тренд, отражающий распад с помощью ностальгии по винтажу. – Прим. авт.).

Бурьян в Парке Победы

В случае с «первым в России» музеем первой, извиняюсь за каламбур, ласточкой диссонанса реальности с картиной мира видных членов партии и правительства стали долги по зарплате перед строителями музея.

Дальше – больше.

Теперь в упадок постепенно приходят экспонаты музейного комплекса «Соколовая гора», размещенные под открытым небом и собираемые еще со времен Дмитрия Аяцкова. Образцы военной и гражданской техники, которые еще остаются местом притяжения горожан, постепенно ржавеют и разрушаются, повторяя судьбу своих собратьев в агрессивной среде реальной жизни, ставших жертвой хаоса 90-х и последующей путинской «стабильности». (Достаточно вспомнить, сколько предприятий разрушено за годы углеводородного рая путинизма, чтобы не удивиться – музейные экспонаты стали миниатюрой значительной части реального сектора, который постигла и продолжает постигать участь непрофильного актива сырьевой и спекулятивной экономики.)

Дабы не быть голословным, приведу фотографии, на которых видно, что происходит с уличными экспонатами «первого в России» музея.

СкамейкаТабличка

Отвалившиеся таблички, выбитые в кабинах окна, отломанные конструкции, превращенный в туалет макет окопов Второй мировой, прорастающий сквозь гусеницы бурьян… (Я уж не говорю про остальную инфраструктуру Парка Победы типа разрушенных вандалами скамеек, или выцветающих плакатов военных лет, или транспортной недоступности Соколовой горы на фоне шныряющих по аллеям vip-членовозов то ли на официальные мероприятия, то ли на посиделки в нацдеревне.)

Блиндаж

Блиндаж_2

В блиндаже

Лучше всего такому положению вещей подходят строки из стихотворения Ярослава Смелякова: «Кладбище паровозов. / Ржавые корпуса. / Трубы полны забвенья, / свинчены голоса. / Словно распад сознанья – / полосы и круги. / Грозные топки смерти. / Мертвые рычаги».

Холодная поэзия упадка, ставшего обратной стороной картонного мира потемкинских деревень, это еще и индикатор реального отношения нынешних «принимающих решения» к боевым и трудовым победам предков. На словах министры и вожди горазды «рвать тельняшки» за память и историю («деды воевали» – знаем, плавали). На деле же – торжество закона разбитых окон в месте, которое по всей логике должно беречься как святыня или, уж извините за моветон, «духовная скрепа».

Но, видимо, в вотчине г-на Шинчука «что-то пошло не так», или же обитатели соколовогорской синекуры, аки инженер Полесов из «Двенадцати стульев», остыли к Парку Победы, переключив свое драгоценное внимание на новый музейный проект «Россия – моя история». Неудивительно, если это так. Ведь к проекту «саратовского ВДНХ» на Ильинской площади неравнодушен сам спикер Госдумы. Тем более, как писал в начале года «Коммерсантъ», на реализацию проекта по созданию всероссийской сети тематических парков «Россия – моя история» из региональных бюджетов выделяется от 20 млн до 1,4 млрд рублей, да и транши под освоение куда интереснее, чем выковыривание из-под ногтей «копеек» на поддержание уже существующих объектов.