Снести забор!

Оценить
Пока в нашем городе особняки прячут за бетоном и сараями, а шедевр арт-нуво закрыт мятой железкой, все ваши разговоры о развитии туристического потенциала будут весить как пух одуванчика.

Навстречу саратовскому форуму урбанистики, после которого мы будем жить без гнева и печали

Этот текст носит советский подзаголовок «навстречу саратовскому форуму урбанистики» и вдохновлен приглашением Варвары Мельниковой из «Стрелки». Во время недавней пресс-конференции она предложила собрать саратовцев, увлеченных историей архитектуры, которые могли бы составить свои авторские маршруты по центру и окраинам. Лейтмотивом каждой экскурсии, несомненно, стало бы: «Смотрите, какой потрясающий памятник мы потеряем, если в него немедленно не начнут вкладывать деньги». В моем рассказе мне бы хотелось отойти от стратегии «дай миллион». Мой рассказ будет называться «Как почти бесплатно принести городу много добра».

Особняк князя Баратаева: не подходите близко

Я буду показывать вам места моего детства в старинном околотке на берегу Волги. Моя родная улица – Князевский взвоз – принадлежала князю Мелхиседеку Бараташвили. Особняк, известный как дом князя Баратаева, был построен в верхнем конце улицы. Я, а также один бывший зампред правительства и одна руководительница великолепного учебного заведения имеем удовольствие проживать где-то на месте княжеских конюшен и прачечной.

Особняк князя Баратаева

В особняке тоже живут, и из-за того, в каком состоянии они содержат здание, я им здоровья не желаю. Особенно – тому гению, который построил на широком романтическом балконе, опирающемся на колонны, забор. Честное слово, натуральный пейзанский плетень, только чугунков на просушке не хватает. Опустим завесу милосердия и над тем негодяем, кто утеплил свой сырой угол баннером. Даже в нынешнем состоянии особняк способен восхищать. Мы живем не в том городе, где ранний XIX век – это «понавтыкали тут новодела». У нас классицизм – на вес золота.

Особняк князя Баратаева

Но князевским особняком восхититься не так-то просто. Он похож на мираж, который манит издали неявными очертаниями и исчезает, если подойти ближе. Дело в том, что прямо перед особняком стоит забор. Стоит он так давно, что сам успел прийти в состояние живописных, увитых виноградом руин, и мне даже совестно выступать за его снос. Я предлагаю аккуратно ампутировать его и перетащить в качестве гуманитарной помощи любому развивающемуся району. Пусть у них будет собственный объект культурного наследия, а нам он, увы, не ко двору. Он очень мешает смотреть на особняк и тем более – фотографировать его. Всякий специалист по туризму скажет вам, что грош цена достопримечательности, на фоне которой невозможно сделать селфи.

Особняк князя Баратаева

Дом, который построил Брюллов, и сараи

Пойдемте дальше. На углу Чернышевского (бывшая Большая Сергиевская) и Комсомольской (бывшая Приютская) стоит еще один чудесный домик той же эпохи. Это усадьба Максимова, которую построил Александр Брюллов, родной брат Карла. Здесь должна быть шутка про последний день Помпеи, но нынешний фасад дома, нужно отдать должное, содержится в приличном состоянии. Жаль только, что у владельцев оптики на первом этаже нет глаз, иначе бы они постеснялись ставить такую уродливую входную группу в свое заведение, но в остальном все вполне пристойно.

Дом, который построил Брюллов

Плохо то, что самое красивое в особняке Максимова спрятано во дворе. Рискну предположить, что главным фасадом во времена Брюллова был южный, выходящий на берег Волги. Проплывая мимо на запряженной бурлаками барже, туристы прошлого могли оценить готические угловые башенки дома и стрельчатые окна веранды. С тех пор между берегом и речным фасадом появилась пятиэтажка, а потом сузившийся двор застроили страшными хозпостройками. Половину окон деревянной веранды мы уже потеряли, теперь там кривая застекленная трапеция, возможно, собранная из старых лыж. Но даже изуродованный фасад почти никто не имеет возможности увидеть.

Что я предлагаю? Нет, не нанять резчиков и стекольщиков, чтобы под присмотром большеглазого искусствоведа реанимировали бедный дом. Я понимаю, что не существует такой цены на нефть, при которой у власти дойдут руки до максимовского особняка. Я всего лишь хочу сделать так, чтобы оставшееся от его красоты могли увидеть все. Вот что я предлагаю: очистить двор от сараев, посадить деревья-цветы и поставить на улице Чернышевского указатель «внимание, здесь клевый сквер».

Дом, который построил Брюллов

Права владельцев сараев будут нарушены, но (это мое частное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции) не буду о них плакать. В Таллине есть одна из главных средневековых достопримечательностей – пассаж святой Екатерины. В советские времена это был просто жилой двор, он запирался на щеколду, чтобы его жители могли спокойно сушить белье, протянув веревку от контрфорса до контрфорса. Сейчас через него проходят тысячи туристов в день, там работают мастерские вязальщиц, стеклодувов и кукольных дел мастеров. Я считаю, стало лучше.

Грот и палисадник

Теперь давайте подойдем к безымянному дому №144 по улице Чернышевского. Построен не позже второй половины XIX века, находится в кошмарном состоянии, но речь не об этом. Я предлагаю внимательно посмотреть на его ограду. Сегодня это единственный забор, который я предлагаю сохранить любой ценой. Нездешний облик руинам №144 придает именно он – нежданный палисадник в центре города, обнесенный кружевной изгородью. Можно подойти и рассмотреть внимательнее, как любовно закреплены перекрестья ее сетки, как изящны пики по ее верхнему краю.

Палисадник

К сожалению, кто-то решил улучшить ветхий забор и заменил одну его секцию на новую и крепкую. Она очень похожа на решетку в СИЗО. Я считаю, город мог бы потратить несколько десятков тысяч рублей, чтобы заплатить кузнечной мастерской и заменить это позорище на копию оригинальной ограды.

Палисадник

Последний дом, о котором не могу умолчать – Саратовский областной учебно-методический центр на Волжской и его грот. Вы не помните никакого грота на Волжской? Еще бы, ведь его никто никогда не видел! Он наглухо закрыт забором из гофрированной жестянки, и министр культуры Татьяна Гаранина считает, что все правильно. Антитеррористичненько. Безопасность детей, которые, возможно, иногда бывают в этом здании, превыше всего.

Сейчас дайте мне пять минут, я подышу в пакетик, мне нужно немного успокоиться. У меня заканчиваются цензурные слова, когда я слышу о защите детей заборами. И это в методическом центре, где, открою тайну, после ремонта перестали открываться окна, но никто не забеспокоился. Видимо, от тепловых ударов и спертого воздуха дети страдают меньше, чем от террористов. Я все еще дышу в пакетик, поэтому вы не узнаете, что бы мне хотелось предложить уважаемому министру занавесить шифером вместо грота. Теперь мне лучше, и я продолжу.

Грот

Хорошо, безопасность детей превыше всего, и забор вокруг драгоценного памятника архитектуры ее, несомненно, обеспечит. Но что вам мешает сделать этот забор прозрачным?! Пусть без изысков, пусть будет решетка, как в СИЗО. Выломайте неудавшуюся секцию из ограды дома №144 по Чернышевского, если у вас нет денег, черт возьми! Главное – чтобы между прутьев пролезал объектив, тогда все желающие могли бы посмотреть на грот и сфотографировать его на память. Спасибо.

Все, о чем я говорю, может показаться мелочами, полумерами, частностями. Так оно и есть. Но истинно говорю вам: пока в нашем городе особняки прячут за бетоном и сараями, а шедевр арт-нуво закрыт мятой железкой, все ваши разговоры о развитии туристического потенциала будут весить как пух одуванчика.