Как спикер спикеру?

Оценить
Внезапный уход Сергея Наумова с поста руководителя саратовской гордумы невольно напомнил о нескольких забавных фактах, связанных с его политической биографией.

Внезапный уход Сергея Наумова с поста руководителя саратовской гордумы невольно напомнил о нескольких забавных фактах, связанных с его политической биографией.

Официальное заявление Сергея Юрьевича о самоотводе из-за якобы срочных дел в «Экономе» на этом фоне выглядит как надводная часть айсберга. Хотя и тут есть несколько интересных штрихов.

Во-первых, это уголовное дело, заведенное летом прошлого года на завкафедрой управления персоналом и психологии ССЭИ РЭУ им. Плеханова Оксану Бондаренко. Хоть следствие и не торопилось разглашать подробности этой истории, как назло случившейся в разгар предвыборной кампании, она стала предметом гласности. А это значит, что дело заподозренной в коррупции Бондаренко, как ни крути, стало темным пятном для реноме единоросса и сподвижника Вячеслава Володина.

Во-вторых, это сами сентябрьские выборы. Хоть Сергей Наумов и шел вторым номером после «паровоза»-Радаева, пальма первенства, с которой он «прыгнул» через три с половиной месяца, досталась директору «Эконома» лишь в какой-то гордуме. В то время как малоизвестная в политтусовке подчиненная Сергея Юрьевича по институту Татьяна Касаева внезапно взлетела выше него – в думу государственную.

Учитывая огромный, более чем 20-летний, номенклатурный стаж Наумова на должностях с немалым политическим функционалом, не говоря про его публичную преданность Вячеславу Володину, история с проходом Касаевой в Госдуму кажется изощренной издёвкой. Вопрос – издёвкой или местью за что-то?

За возможное коррупционное «недоразумение» в «Экономе»? Такого «добра» сегодня можно нарыть где угодно, и как-то прокатывает с другими. Не отправили же Дмитрия Медведева почивать на лаврах из-за дела Улюкаева. А Валерия Радаева не вернули поднимать Хвалынский район после срока для главы комитета капстроительства Александра Суркова. Точно так же мало верится, что причиной стала грамота Юрию Аксененко. Мало ли кто кому чего вручал! Пф-ф-ф...

Уж не держит ли наш известный земляк камень за пазухой из-за того, что в далеком 1999 году Дмитрий Федорович позвал Сергея Юрьевича на должность вице-губернатора, которая освободилась в связи с уходом Вячеслава Викторовича?

Должностной функционал вице-губернатора как теперь, так и тогда подразумевал идеологическую работу. Это сегодня политическая ситуация кажется примитивной по причине отсутствия политики в регионе. (Хотя в связи с усиливающимся размежеванием региональной элиты на различные фракции и группы влияния привычная «стабильность» может пошатнуться.) А на излете третьего тысячелетия все было до неприличия неприкрыто как в стране, так и в регионе. Доренко против Лужкова и Примакова, Березовский против Гусинского, силовики против сырьевиков – все против всех у всех на голубом глазу. На региональном уровне раскол элит по линии «Единство» против «Отечества – Всей России» гармонично вобрал в себя политический разлад между Володиным и Аяцковым. Если первый оказался в стане Лужкова-Примакова, второй, в преддверии тогдашних выборов в Госдуму, начал отстраивать чиновничью вертикаль по линии дружбы с блоком Шойгу, Карелина и Гурова.

На том фоне вице-губернаторство Наумова обязывало действовать в контексте поставленных руководством задач перед выборами 1999-го. А задачи те обязывали второго человека в губернии действовать против своего предшественника на посту, ставшего сегодня вождем и учителем.

Правда, тогда Сергей Юрьевич не в должной мере выполнил свою политическую миссию. От Саратовской области в Госдуму третьего созыва по одномандатным округам прошли аж два представителя «третьей силы» – КПРФ (Валерий Рашкин и Сергей Афанасьев). И это было как серпом по молоту для Дмитрия Аяцкова – блок «Единство» тогда опасался дружбы против себя зюгановцев с примаковцами. Но это обстоятельство вряд ли могло полностью очистить карму бывшего вице-губернатора в глазах будущего кумира, как бы Сергей Юрьевич позже не вспоминал, что на посту зама Аяцкова он и в мыслях не мог «сравнивать себя с Володиным, и тем более – что придется работать против него на выборах».

Можно, конечно, думать, что изменения в руководстве гордумы связаны с возможным переделом шкуры саратовского медведя местными кланами. Дескать, все связано с противоречиями внутри местных единороссов панковского, радаевского, курихинского или какого-либо еще толка.

Но ведь номенклатурная судьба Сергея Наумова куда более сложная, чем клинчи нынешних «игроков». Имея за спиной немалый чиновничий стаж с начала 1990-х (вице-мэр, руководитель департамента соцсферы администрации Саратова, вице-губернатор), после ухода из команды Аяцкова на сторону его главного противника амбициозный Наумов фактически оставался на вторых ролях общественника, руководителя вузов и ненадолго – главного статистика региона. Впервые с начала века сколь-нибудь ресурсный «политический портфель» он получил лишь в 2016-м – на должности спикера гордумы.

И то, что подержал заветную ношу верный и маститый единоросс недолго, попахивает византийством, а не бульдожьими схватками.