Год утрат и побед

Оценить
Уходит 2016-й – год великий и трагический. Но нет, я не о ТУ-154 веду речь. Не о Сирии и даже не о послании Владимира Путина. Речь пойдет о других трагедиях и достижениях, которые, будем честны, мало кто заметил. Наши заметки о рок-музыке почти прошедшего года.

Итоги рока 2016-го

Уходит 2016-й – год великий и трагический. Но нет, я не о ТУ-154 веду речь. Не о Сирии и даже не о послании Владимира Путина. Речь пойдет о других трагедиях и достижениях, которые, будем честны, мало кто заметил. Наши заметки о рок-музыке почти прошедшего года. Почему год был трагическим? Здесь всё просто: ушли Дэвид Боуи, Лэмми Килмистер, Леонард Коэн, Гленн Фрай – один из авторов Hotel California, Рик Парфит из Status Quo и несколько еще не столь знаменитых, но все равно замечательных музыкантов.

О том, почему год был великим, поговорим чуть позже, сначала – о том, почему никто и ничего не заметил. Тут есть два противоречащих друг другу объяснения. Первое, в которое автор категорически не хочет верить, – любителей англоязычного рока в нашей стране стало меньше, совсем мало осталось. Очень многие из них попали в липкие объятия всяких там Ксюш, Ксюш и прочих Лазаревых. И вместо того слушать новый альбом Rolling Stones, они приникают к телевизору, чтобы посмотреть «Песни года» или как там называется это шоу.

Другое объяснение, противоречащее первому: любителей рока по-прежнему немало, но они разбрелись по жанровым квартирам. Музыки сейчас много, очень много, чересчур много. Кто может сосчитать число рок-групп? Их миллионы, музыка доступна – достаточно включить компьютер. Личное отступление: я увлекся роком в середине шестидесятых – при мне творили Beatles, а Doors, Deep Purple, Zed Zeppelin еще даже и не начинали. Тогда каждая пластинка была величайшим событием, фанаты не делились на группы и группки – дескать, мне нравится Леннон, а мне Джаггер. Все любили всё и всех. Сейчас же, в эпоху музыкального изобилия, каждый выбрал жанр по себе, а что творится кругом, его и не интересует. Фанат блюза не будет слушать новую Metallica, и вдвоем с металлистом они с презрением отвернутся от какого-нибудь шедевра трип-хопа: «Разве там могут быть шедевры? И вообще, что это такое?».

И на самом деле я не понимаю, что такое трип-хоп, рэп (это действительно музыка?) и прочие индастриал. Но если говорить о классическом роке (дожили – рок стал классическим), то 2016 год стал реально великим годом. И не мог быть другим год, в котором выпустили свои альбомы Дэвид Боуи и Леонард Коэн – это их последние прижизненные работы; новый король блюза Джоуи Бонамасса, Игги Поп, Эрик Клэптон, Пол Саймон и Джефф Бэк. Получил Нобелевскую премию и издал еще один альбом (честно говоря – не очень альбом) Боб Дилан. Вернулась к блюзу и року Бэт Харт. Вышли из летаргического сна Radiohead и Metallica. Альбомом The End завершили свой славный путь Black Sabbath. Rolling Stones сподобились записать первый за одиннадцать лет диск и тоже вернулись к блюзу, к той музыке, с который они начинали свою пятидесятипятилетнюю карьеру. Новые альбомы выпустили Green Day и Primal Scream – последняя, однако, откровенный провал.

Но не будем составлять свои рейтинги и хит-парады – пустое это. Взамен хочется обратить ваше внимание на несколько работ, которые, по мнению автора, заслуживают внимания. Это альбом группы Purson названный Desire’s Magic Theatre. На самом деле группы фактически нет, это молодая англичанка Розалия Каннингхэм поет свои песни и играет практически на всех инструментах. Who You Selling For группы The Pretty Reckless – по-моему, один из лучших, если не лучший рок-альбом года. Поет и сочиняет опять же мисс – американка Тэйлор Момсен. Сын великого Джона Леннона Шон стал соавтором очень интересной работы – примерно так звучали бы Pink Floyd, если бы вдруг они родились в наше время. Второй в дуэте – бас-гитарист Лес Клейпул из американской банды Primus, выступают они под милым названием Claypool Lennon Delirium. Еще, пожалуй, посоветовал бы послушать K20 от группы Kula Shaker– очень интересная и разноплановая работа.