Перевод стрелок: справедливости нет и не будет

Оценить
Скоро в Саратове будет свое время. Или не будет. А может, сначала будет, а потом не будет. Или наоборот. Но это не главное. Главное – это та интернет-дискуссия, которая развернулась вокруг это самого «будет-не будет», именуемая в Сети стрелкосрачем.

Скоро в Саратове будет свое время. Или не будет. А может, сначала будет, а потом не будет. Или наоборот. Но это не главное. Главное – это та интернет-дискуссия, которая развернулась вокруг это самого «будет-не будет», именуемая в Сети стрелкосрачем.

Если мыслить глобально, это обсуждение само по себе, наверное, хорошо (хотя я так не считаю). Ну, во-первых, пока все происходит на словах, и никого не побили. Хотя уже были единичные заявления об угрозах, но они не в счет. Во-вторых, если верить в древнюю мудрость, в споре когда-никогда должна родиться истина.

Что мне не нравится в нашем саратовском стрелкосраче, кроме его наличия в принципе, это постоянно-перманентные «аргументы» вроде «дети страдают». Как мне видится, в большинстве случаев под этим легко обнаружить личные удобства/неудобства участников обсуждения от перевода/неперевода часов. Потому что если бы все в нашем государстве думали о детях и том, как им хорошо будет вставать после восхода и приходить из школы до заката, то учебный процесс шел бы во всех школах в одну смену в интервале с 10 до 15 часов. Однако реальность немного другая. И если действительно думать о детях, то надо, в первую очередь, перевести часы, чтобы все дети учились в более-менее равных условиях. Причем не только в Саратове, но и в Москве тоже.

Теперь подробно объясняю почему. Я сделал расчеты исходя из пятидневной учебной недели и выкинул праздники и каникулы. Если расчитывать, исходя из «шестидневки», все будет выглядеть еще печальнее.

Начнем с того, что, по моему опыту, восход солнца совсем не определяющий фактор для пробуждения абсолютно в любое время года. Дети встают плохо независимо от того, светит солнце или нет. Зарядку надо по утрам их заставлять делать и витаминками подкармливать. Тогда просыпаться они будут быстрее и для здоровья это полезно.

Расписание звонков

Поговорим о первой смене – тех детишках, которые учатся с 8.00. Если взять время восхода солнца на текущий учебный год, как будто мы уже перевели стрелки на час вперед, получится, что 68 (с 6 ноября до 23 февраля) учебных дней из 157 солнце будет вставать после начала занятий. Но вставать ребенок будет не в «кромешной тьме», а в сумерках, которые начинаются за два часа до восхода. А если часы не переводить, восход солнца происходит после начала уроков только 8 учебных дней (с 20 декабря по 10 января).

Перевод стрелок

Теперь посмотрим внимательно на вторую смену. А, к примеру, в школе, где учится мой ребенок, вторым эшелоном занимаются в том числе 2-3 классы. Обычно начало первого урока у младших школьников (он по общешкольному расписанию значится как нулевой) – в 12.45. Пятый урок заканчивается в 17.15. То есть уже сейчас солнце садится до окончания занятий начальной школы на протяжении 79 учебных дней (с 10 октября по 16 февраля). Если брать не начальную школу (то есть учебное время 13.45 – 18.05), то по текущему времени 113 учебных дней (с 18 сентября по 17 марта) из 157-ми занятия у детей заканчиваются после захода солнца.

Перевод стрелок

Где же тут справедливость: 8 дней для первой смены и 113 – для второй? А нет ее и не должно быть.

Другой вопрос, что во вторую смену учится меньше детей, чем в первую. И это, согласитесь, какие-то гипотетические дети, а не мой конкретный ребенок. Мой учится в первую, и нас все устраивает. Поэтому справедливость в этом споре с аргументами из разряда «детям плохо», конечно, будет играть самую последнюю роль. Потому что все дети разные. А «плохо» не должно быть одному конкретному. Каждый родитель проецирует хорошо/плохо в первую очередь на своего ребенка. Причем режим дня этого ребенка формируется под огромным влиянием тех же самых родителей. У меня, например, у соседей трехлетний ребенок встает в районе 10 утра. Укладывают его спать около 11 вечера. Прикажете теперь под его режим световой день подгонять?

Каждая сторона спора, безусловно, может привести аргументы, что просыпаться труднее в темноте или, наоборот, что с наступлением сумерек спать хочется раньше. Все это очень и очень индивидуально. У меня с наступлением сумерек как раз, наоборот, организм только начинает просыпаться.

Поэтому сколько бы о детишках ни говорилось, всегда подразумевается «мне, родителю, так удобнее». А дети страдают совсем не от того, во сколько вставать в школу. Они просто не любят ходить в школу. Во сколько бы ни начинались там занятия и когда бы они там ни кончались.