Грибница разрухи, или Казус пилолистника

Оценить
Мы поговорим о грибах, которые разрушают народное хозяйство вследствие соответствующего к нему отношения нынешних «урбанистов» из Самой Главной Партии.

Последние осенние деньки надо прожить так, чтобы потом, когда предзимье возьмет верх, не было мучительно больно за утраченную возможность вылезти на природу и сделать последние запасы «подножного корма». Таковы правила жизни тех (и автор этих строк – не исключение), кто любит проводить уикенд не просто на лоне природы, а совмещать приятное времяпрепровождение с полезной для удовлетворения хозяйственно-гурманских потребностей грибной охотой. Руководствуясь этим принципом, многие мои друзья и коллеги выкладывают в соцсетях отчеты о походах в лес и меряются уловами. Кому-то везет с первоклассными рыжиками, кто-то жалуется, что предстоящие вечер, ночь и утро придется убить на трудоемкую обработку урожайных маслят, а кто-то вываливает в сеть фотки с «экзотическими» фиолетовыми рядовками, обижаясь на их гастрономическое сравнение с тривиальными шампиньонами.

Этот текст можно было бы посвятить осеним урожаям, но я о другом. Пока лента Фейсбука выдает последние в этом сезоне репортажи с микологических вылазок френдов, мы поговорим о других грибах – тех, которые в прямом смысле разрушают городскую инфраструктуру. Точнее, не так. Мы поговорим о грибах, которые разрушают народное хозяйство вследствие соответствующего к нему отношения нынешних «урбанистов» из Самой Главной Партии.

Пилолистник

Несмотря на сухое лето, еще в августе, не говоря про сентябрь и начало октября, многие, наверное, обращали внимание, что на трамвайных линиях массово вылезли представители автономного природного царства: светлые грибы с чешуйчатой шляпкой, которых не встретишь больше нигде, кроме как вдоль рельсов. Как-то пару месяцев назад автору этих строк надо было попасть на 5-ю Дачную, и пока я ехал на третьем трамвае от Крытого, от нечего делать насчитал по ходу движения на встречном полотне под сотню плодовых тел – больше всего грибов наблюдалось на Астраханской между Кутякова и Сенным, в районе Стрелки и 1-й Дачной, а также от площади Ленина вплоть до 5-й Дачной, хотя и на других участках они тоже встречались, но не так обильно усеивая пространство между рельсами.

Учитывая не особо хорошее зрение, да и сложность даже при традиционно черепашьем темпе движения саратовского трамвая разглядеть все мелочи «на земле» из вагонного «иллюминатора», можно было подумать, что все это было иллюзией грибника, изнывающего от засушливого лета. Но не тут-то было: во-первых, в «рельсовом урожае» пришлось убедиться во время последующих пеших прогулок, а во-вторых, помимо меня грибы на трамвайных линиях (и не только третьего маршрута) заприметили многие другие горожане.

Шпальный гриб

Открыв любой грибной справочник, можно без труда убедиться, что речь идет о вполне конкретном и весьма забавном виде с мудреным для несведущих названием – пилолистник чешуйчатый, или neolentinus lepideus по латыни. Расти он предпочитает главным образом на обработанной сосновой древесине, зачастую причиняя огромный вред. Например, плодовые тела пилолистника поражают деревянные столбы, конструкции зданий, иногда растут даже на подпорках угольных шахт, где из-за темноты плодовые тела развиваются слабо, но грибница все равно разрушает конструкции подпорок, что может привести к самым серьезным последствиям. Но чаще всего пилолистник можно встретить на деревянных шпалах, из-за чего в народе этот гриб и называют шпальным. Некоторые даже употребляют его в пищу, поскольку он вполне съедобен в молодом виде и, как показывают внимательные поездки на саратовских трамваях, урожаен и непритязателен к засухе. Правда, собирать его, как и другие виды, в городской черте все же занятие рискованное, учитывая, как грибы абсорбируют различные вредные выбросы... Но мы отвлеклись.

Итак, помимо списываемого на безденежье физического и морального износа, годами не обновляющаяся инфраструктура МУПП «Саратовгорэлектротранс» банально уничтожается дикой природой, отвоевывающей у «искусственной» антропогенной среды те участки, которые социум по той или иной причине (в данном случае – экономической, а точнее, политической) не может поддерживать в работоспособном состоянии. В результате на отдельных наиболее «грибных» участках этой осенью некоторые шпалы, подчас по 3-4 подряд, практически превратились в труху, что приводит к ослаблению посадки рельсов и, как следствие, изменению расстояния между ними и частым сходам подвижного состава.

Чтобы разобраться в вопросе, я обратился к эксперту в области железнодорожного и городского рельсового транспорта, хорошо знакомому с ситуацией МУПП «Саратовгорэлектротранс», который рассказал о «казусе пилолистника» с научной точки зрения.

По его словам, в принципе не так важно, какими вредителями дерева поражены эти шпалы. Грибы не виноваты, виноваты условия, породившие их развитие там, где оно нежелательно.

«Основных причин тут две. Первая – из-за недостатка денег закупаются шпалы второго сорта или хуже, а может, и вовсе некондицонные. Плохое дерево и плохая пропитка, длительное хранение, скорее всего. Вторая причина – это отсутствие балласта либо его очень незначительное присутствие и полное отсутствие дренажа верхнего строения пути. Фактически шпалы лежат в земле, отсюда дополнительно все вредители и ускорение процесса гниения. Если бы был хотя бы слой балласта необходимой толщины из щебня надлежащего качества, вода отводилась бы в нижние слои балласта, и даже при отсутствии дренажа процесс гниения шел бы значительно медленнее. Там, где балласт имеется, для него используется щебень, судя по внешнему виду, марки М300-М400, при оптимистичных оценках – до М600. А вообще, по-хорошему, на путях должны использоваться гранитно-гнейсовые щебни прочности в среднем М1000. Если раньше укладывали щебень прямо в земляное корыто, то сейчас существуют современные материалы типа геотекстиля, которые можно укладывать под щебень, при этом обеспечивается защита от загрязнения балласта на срок до 50 лет. Разумеется, на поверхности земли для защиты от загрязнения должен быть обеспечен адекватный водоотвод, способный справиться с таянием снега и интенсивными дождями. На этот предмет существует много разновидностей водоотводных лотков и иных конструкций», – рассказал мне знакомый специалист.

По его словам, в силу описанных условий шпалы реально лежат намного меньше, чем им положено: «К примеру, на участке путей по Астраханской от Сенного рынка до Московской деревянные шпалы пришли в негодность за очень незначительный промежуток времени. На Политехнической в низине пути вообще лежат в болоте. Сотрудники СГЭТ стараются отводить там воду, но у них для этого недостаточно возможностей».

Наличие нормального балласта и дренажа, по словам моего собеседника, позволит решить вопрос с продлением срока службы не только шпал, но и всего трамвайного полотна.

«Для Саратова, в частности на 4-м и 6-м маршрутах в Ленинском районе, характерно пересечение путей с асфальтированными дорогами, идущими с горы в город. При интенсивных дождях на пересечениях с такими дорогами рельсы замываются песком и камнями, происходят сходы подвижного состава. В таких местах необходимо с нагорной стороны путей ставить поперек дороги водоотводные лотки с щелевыми решетками для отвода воды и мусора», – добавляет специалист.

Кроме этого, эксперт, который пожелал не называть своего имени и фамилии, рассказал множество других важных деталей для поддержания инфраструктуры, о каждой из которых стоит поговорить отдельно. Главная же мысль транспортного инженера, с которой трудно не согласиться, заключается в том, что повседневная поддержка работоспособного состояния путей всегда дешевле капитальных ремонтов, на которые у Саратова денег по традиции нет. Если, конечно, под очередные выборы с внезапно откуда-то взявшимися средствами на латание дыр не прилетит Вячеслав Володин, которого в ближнем круге, по слухам, называют «волшебником» (ну-ну!). Или если Сергей Собянин опять не подарит то, чего не жалко и что отработало положенный срок в богатой Москве, вроде убитых трамвайчиков или столь же «поюзанных» микроавтобусов. Но сама по себе постановка вопроса о том, что об изношенной инфраструктуре нестоличной России в целом и Саратова в частности начинают вспоминать лишь с началом электорального цикла, мыслима лишь в обществе, которое, как те шпалы, поражено грибком. Грибком апатии, патернализма и неверия в собственные силы.

Так что расслабьтесь, господа и товарищи: пока мы вместо активных действий по изменению экономической, а главное, политической ситуации в стране и защиты своих прав и интересов предпочитаем ждать помощи от «волшебников» и прочих «благодетелей», всё будет в состоянии контролируемого полураспада. И то контролируемого не полностью, а лишь на 62,2 процента.