Когда ТВ не было мейнстримом

Оценить
Сколько голубых экранов в Саратове было в 1937 году?

Сегодня телевизор стал предметом мебели, который имеется почти в каждой квартире, и не в одном экземпляре, и не обязательно в квартире. Многие справедливо называют его зомбоящиком, который невозможно смотреть из-за потоков государственной пропаганды и риторики вражды, держащей электорат в «патриотическом» тонусе. Кое-кто устраивает перфомансы с выбрасыванием телевизоров из окна или ритуальным разбиванием экрана, дабы раз и навсегда избавиться от этого чуда техники и напомнить обществу о сущности «информационного оружия».

Это сегодня, а ведь еще несколько десятилетий назад новый вид медиакоммуникаций был для большинства наших предков в диковинку, а слово «телевидение» воспринималось так же, как сегодня какой-нибудь большой адронный коллайдер или выращенные на 3D-принтере органы для пересадки.

Первые опыты по передаче движущихся изображений на расстояние предпринимались учеными еще в начале века, а впервые о телевидении в СССР всерьез заговорили в начале 1930-х. Тогда, в 1931 году, в нашей стране произвели первую передачу «изображений по радио», а уже через год в СССР начали регулярно выдавать в эфир телепередачи со звуком. Первые телеприемники (так назывались первые телевизоры) создавались еще не индустриальным путем – в стране в те годы бурно развивалось движение радиолюбителей, а радиокружки появлялись в самых отдаленных уголках. Именно на базе этих кружков и производились прототипы будущих «зомбоящиков».

Считается, что первый советский телеприемник (Б-2) был создан в 1932 году в Ленинграде, а в Нижне-Волжском крае нечто похожее было создано в 1933 году. Причем не в Саратове и даже не в Сталинграде (с 1932 по 1934 годы столице края). Первый «аппарат для приема изображений по радио» в наших краях создал вольский радиолюбитель-энтузиаст Константин Иванович Серов, технорук местного радиоузла, а впоследствии руководитель радиокружка в вольском Доме пионеров.

Газета «Коммунист» от 14 ноября 1935 г.

И только через два года волшебное чудо техники появилось в Саратове, о чем гордо сообщала газета «Коммунист» от 14 ноября 1935 года. Приемник Серова, по которому местные кружковцы смотрели «кинофильмы и другие телепередачи московской радиостанции», был оснащен экраном, размер которого составлял всего три квадратных сантиметра. Газета «Коммунист писала», что «отсутствие на рынке телевизорных приемников, затруднительность конструирования их, не позволяли до сих пор радиолюбителям изготовлять такие приборы». Однако на тот момент инициативная группа при краевом радиокомитете приступила к изготовлению телевизора размером двенадцать на девять сантиметров, которым смогут одновременно пользоваться шесть-семь человек. «Вся установка обойдется в 350 рублей. Невысокая цена позволяет радиокружкам при клубах заняться изготовлением телевизоров», – говорилось в заметке.

Газета «Коммунист» от 23 декабря 1935 г.

23 декабря 1935 года «Коммунист» сообщала, что в Саратове организован краевой радиотехнический кабинет. Располагался он в доме на улице Ленинской, 55 – бывшем Дворянском собрании, в котором при советской власти был организован Дом культуры трудовых резервов (в начале 1970-х старинный особняк был снесен и на его месте выросло 9-этажное здание Института мелиорации).

Дворянское собрание (фото с сайта oldsaratov.ru)
Дворянское собрание (фото с сайта oldsaratov.ru)

Газета сообщала, что «сейчас в кабинете радиолюбители заканчивают постройку телевизора, аппарата звукозаписи и оборудуют тридцативаттный коротковолновый передатчик».

Газета «Молодой сталинец» от 20 января 1936 г.

Спустя год, 20 января 1936 года, комсомольская газета «Молодой сталинец» вновь сообщает о работе «одного из старейших вольских радиолюбителей» Константина Серова, который организовал кружок телевидения. «Телевизор установлен, опробован. 20 января для участников кружка и активистов радиолюбителей состоится первый сеанс телевидения», – с гордостью сообщала газета.

Интересная заметка о вольских «телевизионщиках» была напечатана в профильном издании «Радиофронт» за апрель 1936 года:

«При [радиотехническом] кабинете работает сейчас три радиокружка: телевидения, коротких волн и У.К.В.

Особенно продуктивно работает кружок телевидения. Руководит им радиолюбитель т. Серов, первым в Вольске построивший телевизор. Старостой кружка является старейшая радиолюбительница шестидесятисемилетняя П.Ф. Никольская.

В кружке занимается 12 человек. Кружковцы приступили к сборке телевизоров».

Газета «Коммунист» от 12 декабря 1936 г.

А вот 12 декабря 1936 года «Коммунист» рассказал о вольском Доме пионеров, где разместился радиокружок под руководством изобретателя первого саратовского телевизора:

«Лучшее здание Вольска, бывший дом купца Злобина, получили в свое владение пионеры дети цементников, врачей и служащих. Трудящиеся Вольска преобразовали купеческий особняк. Здесь сейчас Дом пионеров и октябрят».

Газета «Коммунист» от 6 июня 1941 г.

Очередной репортаж о вольском Доме пионеров вышел в «Коммунисте» 6 июня 1941 года. До начала Великой Отечественной войны – каких-то две недели, но над Поволжьем еще мирное небо, и местная детвора занимается здесь не только просмотром телевизора, но и другими увлекательными занятиями.

Газета «Коммунист» от 17 января 1937 г.

Но мы отвлеклись. 80 лет назад, 17 января 1937 года в главной саратовской газете появляется волнующая читателей заметка «Видим и слышим Москву. 5 телевизоров в Саратове». Из нее читатели с удивлением узнают о каком-то «небольшом коричневом ящике», благодаря которому через увеличительное стекло в «миниатюрном окошке» можно увидеть столицу нашей Родины.

Небольшая заметка была полна неподдельной радости и гордости за развитие советского хайтека (так бы это назвали позже):

«Чудесный ящик. Глядя в него, вы видите за сотни километров. Это телевизор. Ежедневно в 8 часов вечера, настраиваясь на станцию РТЗ, вы можете видеть выступающих в Москве артистов драмы, оперы, балета и цирка. Изображения отчетливы. Для того, чтобы не только видеть, но и слышать голос исполнителей, включается другой приемник».

На начало 1937 года в Саратове было целых пять телевизоров, три из которых находились в лаборатории областного радиокомитета и еще два – «у любителей тов. Аксентьева и пионера Пушкарского».

В те годы просмотр телевизора был каким-то волшебством, доступ к которому имели лишь избранные – пионеры во всех смыслах этого слова, которые, как некий орден тайных знаний, собирались и смотрели Москву.

Газета «Коммунист» от 15 октября 1937 г.

В октябре 1937 года в Саратове было уже девять телевизоров. У некоторых приемников появилось новшество – зеркальные винты, которые позволяли видеть телесеансы группе в 20-30 человек.

Газета «Коммунист» от 3 февраля 1939 г.Газета «Сталинские ребята» от 15 июня 1940 г.

В конце 1930-х в СССР стали производить телевизоры ТК-1 с горизонтальным экраном 14х18 сантиметров. Чтобы было удобнее их смотреть, к телеприемнику под углом приделывалось зеркало – те самые «зеркальные винты», о которых писала газета «Коммунист».

Но все это было еще уделом узкого круга любителей-кружковцев, для которых телесмотрение было чем-то вроде игры в шахматы или походов по пересеченной местности.

Массовое телевидение появилось уже после войны – в конце 1940-х с изобретением телеприемника КВН-49 – массивного ящика с небольшим экраном, появлявшимся вплоть до начала 1960-х в квартирах продвинутых граждан и на некоторых общественных пространствах. Несмотря на массовое вещание по всей стране, которое началось 60 лет назад – в 1957 году, для многих это было еще диковинкой долгие годы. Достаточно вспомнить кадры из фильма «Москва слезам не верит», герой которого говорил слова, кажущиеся пророчеством: «Через 20 лет не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение!» В романе Фридриха Горенштейна «Место», события которого происходят в конце 1950-х, главный герой о новом виде медиа говорит также с некоторым пиететом – «на телевизоре»: «Познакомился я с этими ребятами как-то само собой, кажется, «на телевизоре». (Все свободные обычно вечером спешили в Ленуголок занять места «на телевизор»)».

Новомодный вид телекоммуникаций захватил жизненное пространство и прочно вошел в нашу повседневность лишь к 1970-м. Но убить конкурирующие медиа и культурные каналы социальных связей «зомбоящику» не удалось, особенно с приходом Всемирной паутины, которой прочат роль подлинного киллера голубых экранов.

Как бы ни старались нынешние «властители дум», ТВ хоть и стал пошловатым мейнстримом, но все больше людей воспринимают его так же пошло, как ковер на стене... Иными словами, партия с холодильником еще не доиграна.