Верьте только делам? Часть 2
В прошлом блоге я обещал высказаться насчет предвыборного прожекта партии «Единая Россия», который в спешном порядке педалируется ее апологетами, – речь о новом городском пляже на новой же набережной Саратова.
Этот предвыборный прожект «ЕР» как бы идет вкупе с другим крупным направлением, о котором нельзя не сказать, – так называемым урбанистическим планом. А если проще – созданием новых пешеходных зон, что является действительно очень актуальной мерой как для Саратова, так и для других российских городов. Тут, как кому бы ни показалось странным, можно согласиться с утверждением единоросского политтехнолога-охранителя Дмитрия Чернышевского, который крайне лестно отозвался о «плане Володина» по развитию пешеходных зон, спроецировав его на преображение Москвы после того, как тамошние власти начали вводить ограничения для частных автовладельцев в центре города, уделяя больше внимания для общественных пассажироперевозок и пешеходов. Все это верно, но применительно к нашим реалиям стоит сделать несколько оговорок.
Во-первых, «план Володина» – это все же слишком смело сказано. Понятно, что официоз не может не высказать дежурных фраз про «ангела-хранителя Саратова», благодаря которому в город завезли миллионы рублей на реализацию проекта, притом что за последние годы о пешеходных зонах в нашем городе вообще не особо заикались: штатные комментаторы и обожатели вождя все предшествующие годы говорили совсем другие слова – о необходимости расширения улиц и размещения на них парковочных карманов вместо зеленых зон и тротуаров (яркий пример – блог видного ОПщественника и сторонника «центральных убеждений» Евгения Лузановского на «Взгляде», где он предлагал распахать под парковки и Волжскую, и площадь Чернышевского, а спустя год восторгался «плодами взаимодействия»). А тут под выборы невиданная щедрость и нежданно-негаданный «золотой дождь» после многолетних разглагольствований о хроническом бюджетном недофинансировании Саратова, из-за которого вся городская инфраструктура в самом деле находится в предкатастрофном состоянии.
Говоря о «плане Володина», стоит отметить, что речь идет не о чем-то принципиально новом, а о хорошо забытом старом – реанимации проекта времен архитектора Юрия Менякина. Благо сегодня мало кто из почтенных избирателей помнит, что еще с середины 1980-х годов планировалось наряду с превращением в пешеходную зону проспекта Кирова продлить оную по улице Волжской до Набережной Космонавтов.
Был еще более экономный вариант создания пешеходного пространства от площади у памятника Чернышевскому через сквер Липки и Бабушкин взвоз, но последний проходит по слишком пересеченной местности от Чернышевского до Волги, и его отбросили, но и другой вариант не реализовали, ограничившись лишь проспектом и расширением на Волжской тротуаров, а также переносом с двух этих улиц троллейбусного маршрута №2 в 1984 году. Что же касается продления набережной, то ее начали реализовывать за несколько лет до нынешнего «урбанистического проекта», а одним из первых, кто говорил о необходимости благоустройства волжского берега в Саратове, был отец-основатель Набережной Космонавтов архитектор Эдуард Петрушко. 3 января 1962 года в газете «Коммунист» была опубликована его статья «Городу – достойный архитектурный облик», в которой Петрушко говорил следующее: «...уже давно высказывалось совершенно справедливое мнение о необходимости постепенной подготовки к выводу большой части промышленных предприятий, расположенных в наиболее здоровой и красивой части города – его прибрежной полосе. Этот район – от Бабушкиного взвоза до Кожзавода – должен стать районом жилых домов».
Во-вторых, реализация подобного проекта должна состоять как минимум из двух частей. Помимо размещения пешеходных зон, необходимо думать, что делать с «потесненными» автовладельцами в частности и транспортными потоками вообще. В столице, на чей опыт справедливо ссылается Дмитрий Чернышевский, пошли на не очень популярные меры: для развития публичных пространств и прогрессивного разрешения вопроса «город для людей или город для автомобилей?» стали вводить ограничения на парковки в центре столицы путем создания платных паркингов, клиенты которых, платя за свое машиноместо, финансируют не частные лавочки, а бюджеты муниципалитетов, то есть деньги автовладельцев идут на дальнейшее развитие и благоустройство городских территорий (и это при том, что бюджеты Москвы и Саратова несоизмеримы!). Несколько лет назад о реализации подобной инициативы стали говорить и в Саратове. Главным застрельщиком платных парковок стал тогдашний замглавы администрации по городскому хозяйству Дмитрий Федотов, чью инициативу поддержал и автор этих строк, но Дмитрий Александрович уже давно не в мэрии, да и, согласитесь, на такую «драконовскую» для некоторых меру вряд ли пойдут в преддверии выборов, учитывая, что значительная часть электората правящей партии является автовладельцами. А в партии власти состоят кто угодно, но только не камикадзе. Это уж потом, как отгремят выборные страсти, власти скрепя сердце подумают, как решить данный вопрос (да и не факт, что решат).
Еще одним фактором является сопутствующее формированию пешеходных пространств развитие общественного транспорта, в первую очередь – электрического, как поступают во всех передовых мегаполисах мира, делая упор на строительство удобной сетки легкого метро или, проще говоря, скоростного трамвая. У нас же с этим пока все крайне неопределенно, а то и просто чудовищно. Хоть в генеральном плане Саратова строительство скоростного трамвая и прописано, перспективы крайне туманны, учитывая предкатастрофное состояние инфраструктуры МУПП «Саратовгорэлектротранс».
Тот же Дмитрий Федотов, считавшийся одним из главных городских лоббистов легкого метро, больше не у дел, да и нынешний «автор» проекта, как следует из «показаний» его давних сподвижников, еще в конце 1990-х приложил некоторые усилия к сокращению трамвайных веток в Саратове, которые к началу 2010-х из центра нашего города были выпилены основательно. (О том, что предшествовало закрытию в 1997-м трамвайных маршрутов №1 и №15, писал блогер Денис Жабкин, рассказывая об обсуждении в экономическом институте концепции развития Саратова в начале прошлого года.)
Как следствие уничтожения трамваев и отказа от модернизации рельсового транспорта, город встает в пробках. Ведь еще с 1970-х ученые говорили: сколь ни расширяй проезжие части под автотранспорт, места всем не хватит, а вместо уничтожаемого электротранспорта нишу общественных перевозок заполняют микроавтобусы – как неудобные для пассажиров, так и создающие дополнительную нагрузку на без того перегруженную улично-дорожную сеть, а вместе с частным автотранспортом вносящие существенный вклад в дело загрязнения атмосферы (экологический фактор – это отдельный большой разговор).
В-третьих, развивая пешеходные зоны, стоит позаботиться и об облике города, являющем собой одну из главных составляющих как туристической, так и пресловутой инвестиционной привлекательности, о коих официозные говорящие головы не перестают разглагольствовать (стоит ли тут приводить аналогии со словом «халва» и сладостью во рту?). Как минимум, было бы нелишним позаботиться о тех исторических фасадах, которые выходят на Волжскую улицу, да и не только фасадах (и не только на Волжской).
Дом на Волжской рядом с Да Винчи (фото автора)
Ведь с некоторыми объектами на будущей визитной карточке Саратова творится далеко не тихий, а вполне себе «полифоничный» инфернальный ужас. Рядом с относительно приличной сохранности старыми зданиями и пафосным новоделом от широко известного в узких кругах «серого кардинала» из строительного лобби, на Волжской есть совсем «убитые» дореволюционные особняки, как, например, почти полностью выгоревшее здание в стиле модерн напротив «Антея» или дом с реально опасной для прохожих обваливающейся стеной недалеко от пересечения с улицей Комсомольской. Последний своим контрастом с расположенным по соседству бутиком «Да Винчи» рассказывает о том, кто в городе настоящий хозяин, а кто, извиняюсь за каламбур, никто, – нагляднее любых аналитических текстов на заданную тему. Но кому от этой данности легче? Снесут дома и возведут на их месте дорогие ресторации и бизнес-центры в стиле провинциальных турецких гостиниц, а на историческую память положат с прибором, как это произошло на улице Лермонтова, 35 – с особняком архитектора Юрия Терликова, на месте которого теперь растет шестиэтажная элитка, диссонирующая с силуэтом Музейной площади?
Нет, конечно же, нельзя не отметить, что в преддверии выборов власти в спешном порядке подкрашивают фасады не только на будущих пешеходных улицах. Да только вот складывается ощущение, что местные столоначальники не просто создают очередные потемкинские деревни, но действуют по принципу – намазать губы, не подтерев, извините за выражение, задницы.
Дом Подклетновой фото Дениса Жабкина
Яркий пример: косметический ремонт фасада дома на пересечении Московской и Чапаева напротив главпочтамта (краеведам известен как дом Подклетновой 1909 года постройки). Как известно, пару лет назад в этом историческом здании произошел пожар, полностью уничтоживший его внутренние конструкции с улицы Чапаева. И вот стоял этот бедолага-дом, ожидая смертного часа, но тут эсхатологию отсрочили, подкрасив его фасады, причем глазницы-окна так и остались зашорены неказистым картоном для защиты от проникновения на руины посторонних... Зрелище насколько жалкое, настолько показательное. Показывающее реальное отношение нынешних предвыборных «урбанистов» не только к директивам горячо любимого Вячеслава Викторовича, но и – бери шире – к нашему общему дому, к Саратову.
P.S. В следующей части читайте о новом пляже на новой набережной.