Будь готов, или Посвящение в пенсионеры

Оценить
В отделении Пенсионного фонда в Ленинском районе Саратова у пенсионеров требуют пароли от портала «Госуслуг».

Долго готовилась я к этому, лет пятьдесят с гаком, и вот случилось на днях выйти на пенсию. По старости, естественно. В связи с чем конечной целью моих вожделенных прогулок по Ленинскому району стал соответствующий Фонд, дозированно отмеряющий накопленное мной за годы трудовой жизни. Но прежде чем получить право на пенсионное обеспечение, надо было «оформиться». Не будучи горячим поклонником госучреждений и прочих бумажных контор, я настроилась ничему не удивляться и покорно воспринимать любое, даже кажущееся абсурдным, требование специалистов-профессионалов по старости. К тому же это в моих интересах, чего выёживаться. И потому действительность, с которой я столкнулась в зале для клиентов, загроможденном прозрачными кабинками наподобие аквариумов, не окрасилась для меня в черные тона. Но несколько моментов все же озадачили.

Заранее выяснив с пристрастием, какие документы потребуются для оформления (ксерокопии и оригиналы паспорта, трудовой и сберегательной книжки, страхового свидетельства, справки с места работы и проч.), я, собрав увесистую папку, захватила из дома – на всякий случай – и много чего «лишнего». Например, затрепанную бумагу о своем появлении на свет, «корочки» об образовании (ну мало ли, вдруг и на пенсию без высшего ни-ни) и т.д. Смеетесь? Зря. С меня таки потребовали оригинал (!) свидетельства о рождении. Нет, не моего, а моего ребенка. И получили его! И листок с банковскими реквизитами «случайно» оказался в запасе. Жаль, что к моему семейному положению работники почти не проявили интерес, ибо соответствующие бумажки были готовы материализоваться и сгинуть в пенсионных анналах.

Интересно, что запись на прием производится за месяц (!) и никак не меньше до нужной вам даты, кто упустил это из вида – становись в живую очередь. Думаю, что мне повезло – июль, да еще такой изнуряющий, разогнал любителей повыяснять чего-нибудь очень для них важное, но терпящее до срока. Правда, и количество работающих «окон» заметно поубавилось по сравнению с холодным периодом. Ну лето же, отпуска. Очередь, даром что «живая», электронная. Получил на входе талон из чудо-машины и сиди себе жди, когда назовут твой загадочный номер. Девушка на ресепшене, выслушав цель моего обращения, выдала из автомата бумажку с буквой «Т» и трехзначным числом (вспомнились мультяшные Двое-Из-Ларца: «А вы что, всё за меня делать будете?» – «Ага!»). С ней я и попала после не очень долгого, но душного томления к ведущему специалисту-эксперту клиентской службы. Первая фраза, которая была обращена ко мне после изложения сути визита: «А зачем вы талончик с «Т» взяли, вернитесь и принесите мне с «Г»!»

Может, вы знаете, в чем состоит магия этих букв? Я – нет. Тем более что не я выбирала эту «Т», электронным автоматом на входе может пользоваться только специальный штатный работник. Произведя обмен, я все-таки выведала, в чем прикол. На «Т» отводится 15 минут времени, а на «Г» – аж целых 50! Замечу, что в этот лимит мы не уложились, поскольку компьютер постоянно вис, и томительное ожидание (с моей стороны) заполнялось мольбой: только бы не грохнулся совсем! Нервничала и специалист-эксперт, так как через полчаса обнаружила, что у нее по графику обеденный перерыв: «И зачем я только вас взяла, теперь сиди без обеда». Мне стало неловко. Она ж ведь с «Т» собиралась общаться, а я – «Г», самое настоящее.

И в этом я убедилась дважды. Второй раз – когда мы со специалистом после часа корпения над кучей документов и перевода их в электронный вид, а также бесчисленного ксерокопирования (господи, да где это всё потом хранится?) добрались до внесения сведений в моем личном кабинете на портале госуслуг. Это обязательное условие – век-то двадцать первый! Немногословная работник Пенсионного фонда коротко бросила: «Пароль?». А я, дурында, полезла в бутылку. Мол, пароль на то и пароль, чтобы никто кроме владельца его не знал. На каком основании я обязана делиться конфиденциальной информацией? Давайте, говорю, я сама его наберу на клавиатуре. Вы бы видели лицо этой женщины! Она, заслуженный работник с дорогими ее сердцу благодарностями от высшего руководства (эти артефакты произвели на меня впечатление, поскольку были выставлены вокруг ее рабочего стола), такого поворота не ожидала, да еще на последнем этапе работы с клиентом. «Но мы так работаем со всеми», – растерялась она. Коллега из соседнего «аквариума» ее поддержала: «Не хочет говорить, пусть идет домой и сама заполняет сведения со своего компьютера». Узнав, что потом надо снова возвращаться в этот прекрасный мир, высиживать очередь, к тому же не факт, что я всё сделаю правильно и мне не придется снова играть роль партизана на допросе или мальчиша-кибальчиша со своей военной тайной, я сдалась. Ну или пожалела голодную тетю. Карма – вещь непредсказуемая, накроет еще за ее пустой желудок.

А вопрос-то остался. «Госуслуги» советуют всем: «Не передавать кому-либо токены [электронные ключи] для авторизации на портале, либо информацию для входа в личный кабинет, следить за сохранностью средств доступа». Но очевидно, где-то есть ремарка «кому-либо, кроме работников ПФР». Просто я ее не заметила. Простите. Вот если бы мне было девяносто, да что там, семьдесят лет, я преисполнилась бы благодарности, что мне завели личный кабинет (да-да, это здесь тоже практикуется) и вбили туда все данные и пароли, освободив от непосильного труда. И пожалела, что я «продвинутый пользователь», хотя никогда таковым себя ранее не считала.

В общем, скисла я, завела обеих женщин, которые наверняка теперь рассказывают в профессиональном кругу, какие чудаки приходят к ним за пособием. Поэтому приняла как должное отсутствие бланков пенсионных книжек («Купите сами в киоске – тогда мы вам выдадим удостоверение»). Кстати, найти канцтовар на окраине Саратова оказалось непросто, пришлось дойти до Главпочтамта. Заодно узнала, что экономия Фонда на каждом новоиспеченном пенсионере – 25 рублей. Ну а что, не забылись же времена, когда в больницу люди ложились со своим постельным бельем и лекарствами.

Еще в ходе церемонии «посвящения в пенсионеры» меня предупредили, что пенсия будет выплачиваться не в начале месяца, как обычно, а 16 числа. Уведомили в письменном виде. Прикинув, что значительную часть пособия придется ежемесячно отваливать за коммуналку, пресловутый капремонт и прочие прелести цивилизации, причем срок этих выплат традиционно ограничен первой декадой месяца, предложение мне решительно не понравилось. Но возможности отказаться от него не предоставлялось. На мой удивленный вопрос специалист сослалась на какие-то банковские новшества и своего рода финансовые трудности, из-за которых теперь формируются две очереди выплат. На основании какого распоряжения, мне не пояснили и в дальнейшем, видимо, и у них есть своя тайна. По крайней мере, банк, куда мне поневоле пришлось обратиться за разъяснением, оказался в таком же, как и я, недоумении по поводу «второй очереди» пенсионных выплат, а после телефонного разговора с представителем Ленинского ПФР заверил меня, что дата получения пособия останется прежней. Пока.