Без права на амнистию

Оценить
Если мы не хотим повторения террора, диктатуры, голода, необходимо раз и навсегда признать Сталина и его соратников преступниками без права на амнистию. Если, конечно, мы хотим, чтобы наше будущее не оказалось повторением прошлого…

Не так давно услышал о том, что в Сургуте объявлен народный сбор средств на… бюст Сталину. Причем средств вроде бы уже собрано больше, чем было запланировано.

Сначала я испытал легкий ступор – вроде не 30-е сейчас годы, чтобы тирану и душегубу памятники устанавливать. Шаламова, в конце концов, читали. А потом подумал: в последнее время действительно Сталина в публичном пространстве стало так много, что будь он жив, не возникло бы сомнений – готовится его триумфальное возвращение во власть. Чуть ли не еженедельные художественные и документальные фильмы, вновь появившиеся портреты на плакатах к 9 Мая… И это у нас, где едва ли не каждая (а каждая вторая – уж точно) семья пострадала от сталинского террора.

А ведь за свидетельствами той жизни далеко ходить не надо. Достаточно открыть воспоминания любого соотечественника, жившего в то время. Выдающийся музыкант, трубач Тимофей Докшицер в своей автобиографии вспоминал, как однажды задумался и не перешел улицу на зеленый свет. К нему тут же подошел страж порядка и проверил документы, попутно выяснив, с какой целью он пропустил сигнал светофора.

А его коллега, тоже музыкант Большого театра, выходя поздно вечером из гостей, хотел поймать машину, чтобы доехать до дома. Увидев приближающиеся фары, он поднял руку, и тут же кто-то втащил его обратно в подъезд: это оказалась «непростая машина», что, разумеется, в темноте разглядеть было невозможно. Никогда больше он уже не мог принимать участие в правительственных концертах, попав, по всей видимости, в списки «неблагонадежных». Однако то, что он остался жив и даже на свободе, Докшицер называет «повезло».

Можно вспомнить и Дмитрия Шостаковича, который допрашивался в НКВД. Когда Шостакович пришел на очередной допрос с вещами, не сомневаясь, что домой он уже не вернется, оказалось, что вызвавшего его следователя уже успели арестовать. Это было равносильно второму рождению.

В сети есть прекрасный проект «Бессмертный барак», который, на мой взгляд, обязательно должен получить такое же распространение, как и «Бессмертный полк».  От каждой истории все внутри цепенеет: как легко разрушались семьи и ломались жизни, а для ареста и расстрела было достаточно одного доноса.

Писатель Василий Аксенов в одном из телеинтервью рассказывал, как, после ареста матери и отца, ночью приехали за ним. Ему тогда было четыре года. Ребенок, арестованный в четыре года, в десять услышит от учительницы: «Ты списал задачку – ты, как и твой отец, враг народа»…

Сколько таких искалеченных и загубленных детских и взрослых жизней было, мы, видимо, уже никогда не узнаем. Те, кто мечтает о возвращении Сталина и выходит на митинги с его портретом, вы действительно мечтаете обо всем этом? Не спать по ночам, прислушиваясь, едет ли машина и в какую сторону, голодать, жить в нищете, клеймить врагов и бояться самому попасть в их число?

Говорят о том, что он «поднял страну», «создал промышленность», «принял с сохой, оставил с ядерной бомбой»… И не могут ответить на простой и логичный вопрос: а что, кроме СССР, все остальные страны так и остались в каменном веке? Как же они сумели развить промышленность и «уйти от сохи» без уничтожения собственного народа? Или важны только те достижения, за которые пришлось заплатить как можно большим количеством пролитой невинной крови?

Другой популярный аргумент: конечно, были репрессии, но сам Сталин здесь ни при чем.  Это все чиновники, которые хотели выслужиться любой ценой. Только здесь опять неувязочка. Беспринципных карьеристов или просто садистов, готовых на все, всегда полно. А «царь» при этом ни о чем не подозревает? Если нет, то он по-детски наивен, недальновиден и попросту глуп, и «на троне» ему не место. А если все знает и ничего не предпринимает (ведь достаточно было одного замечания Сталина, чтобы развернуть ситуацию в любую сторону) – какие могут быть оправдания?

Слишком сильна вера в мудрого царя, без которого жизнь остановится, слишком велика убежденность в том, что «с нами иначе нельзя» и что без «железного кулака» невозможно прожить. Товарищ Сталин, конечно, был тот еще «подарочек». Но ведь кто-то позволил ему прийти к власти и позволил править безраздельно в течение стольких лет!  А «раскулачивателей» и гостей на ночных машинах не встречали вилами большой толпой…

Конечно, легко рассуждать, сидя за компьютером в мягком кресле, а окажись такой «судья» на месте участников событий… Никто из нас не может себе представить, как бы он вел себя в то время. И поэтому осуждать кого-либо мы не имеем права.  А вот некоторые важные уроки извлечь должны.

Как маньяк нападает не на первого попавшегося человека, а инстинктивно выбирает того, кто ощущает себя жертвой (а значит, воспримет нападение как должное и сопротивления не окажет), так и тиран никогда не сможет править народом, который не признает за ним высшую власть. Поэтому если мы не хотим повторения террора, диктатуры, голода, необходимо раз и навсегда признать Сталина и его соратников преступниками без права на амнистию. Если, конечно, мы хотим, чтобы наше будущее не оказалось повторением прошлого…