Дорожный мазохизм чиновников

Оценить
К тому, что дороги в России напоминают полигон ядерных испытаний, жители уже как-то попривыкли. Привыкли к этому и чиновники, год от года бессильно вздыхающие, мол, мы бы, конечно, все починили, да только денег на это не дают.

Вчера в областном министерстве дорожного хозяйства обсуждали состояние дорог региона. Было интересно.

Никакого чуда, разумеется, не произошло: региональные дороги, пролегающие по нашей «территории развития», как были в отвратительном состоянии, так и остались. Представители частных дорожных компаний в красках описали происходящее: денег по большему счету хватает только на содержание дорог (и то основных), с трудом обеспечивается более-менее адекватное состояние на самых опасных участках, о соблюдении межремонтных сроков и говорить не приходится (в иных местах они нарушались уже несколько раз подряд).

К тому, что дороги в России напоминают полигон ядерных испытаний, жители уже как-то попривыкли. Привыкли к этому и чиновники, год от года бессильно вздыхающие, мол, мы бы, конечно, все починили, да только денег на это не дают. Чиновники областного министерства регулярно и с мазохистским блеском в глазах зачитывают отчеты о том, что более 90% региональных дорог Саратовской области находится в «ненормативном» состоянии и ничего поделать с этим решительно нельзя. Финансирование не позволяет. На всякий случай министр Николай Чуриков время от времени напоминает, что в Саратовской области не самые плохие дороги, тогда как в России они плохие почти везде. Наверное, это объяснение должно нас как-то успокоить. Только куда же, в конце концов, идут наши налоги, никто объяснять почему-то не торопится.

Зато уже придуманы объяснения для всего остального. Почему мы не можем отремонтировать дороги? Ну так они с 90-х годов не ремонтировались, сразу все восстановить невозможно, вы ж понимаете.

При этом никакого существенного прогресса в ремонте в последние годы явно не происходит. А почему в других странах дело с дорогами обстоит куда лучше? Так у нас климат другой (или, по выражению одного депутата облдумы, другая «климатология»). Может, у нас просто слишком много воруют? А вот и нет. Замминистра Сергей Плешаков прямо заявил: те, кто думают, что дороги в регионе плохие из-за воровства, ошибаются, потому что «дошли до того», что и украсть уже нечего. Что ж, не будем сомневаться в компетенции чиновников – об этом им наверняка известно больше нашего.

Но приходят новые времена, а с ними – «определенные сложности» (как предпочитает называть это наш президент) в экономике, а с ними – все новые и новые объяснения. Например, присутствующий на мероприятии депутат облдумы Сергей Нестеров, говоря про дороги, напомнил про санкции. Интересно, как именно эти заокеанские козни могут повлиять на дорожное строительство в Саратовской области? Щебень, песок, асфальт и люди у нас разве не российского производства? Конечно, есть зарубежная строительная техника, но я что-то впервые слышу, чтобы Барак Обама или Ангела Меркель запрещали поставку автогрейдеров в Россию. Конечно, не забываем мы и про падение доходов госбюджета. На мероприятии прозвучало, что, мол, надо понимать: цена на нефть уже не 120 долларов за баррель. Но, друзья, разве ситуация была кардинально другой, когда нефть торговалась по 120 долларов? Вовсе нет: мы слышали все те же горестные речи о недостатке средств. Вообще, похоже, теперь нас ожидает новый тренд в госуправлении: по каждому поводу трагически вздыхать и заявлять: «Ну что вы хотите, цена на нефть уже не та».

У российских властей любого уровня есть объяснения почти по любому поводу: почему дороги разбиты, улицы грязные, а президентский срок надо увеличить в полтора раза. Объяснения, объяснения и объяснения, но звучат они все менее и менее убедительно.