Гнилое яблоко как барометр толерантности

Оценить
Нашел старые фотографии и удивился, насколько беззаботна была жизнь в нашем городе еще несколько лет назад. Когда народ еще всерьез обсуждал Божественное откровение, а не военные авантюры правительства, дешевеющую нефть и всеобщее обнищание.

Тропическим летом 2010 года новостей в Саратове не было. Единственной новостью была жара, но читать про нее было не интересно. Я работал редактором одного из немногих в то время новостных порталов и каждый час выдавал на ленту нечто социально значимое.

Семнадцатое июня, как шестнадцатое или восемнадцатое, было в новостном плане тухлым. Лента стояла. Я уже собрался звонить милиционерам с надеждой на очередного утопленника, как в комнату забежал известный правозащитник Н. Он, обычно розовый и подвижный, теперь буквально сиял.

– В супермаркете на углу купил! – зашумел он и бендеровским жестом вынул из кармана нагретое яблоко. С той разницей, что для Остапа Ибрагимовича Александр Дмитриевич был несколько мелковат, а его яблоко – наоборот, слегка крупновато.

И здесь нужно сказать, что отношения между популярным общественником и мной были не настолько тесными, чтобы он дарил мне по утрам яблоки. Поэтому я, можно сказать, слегка опешил. Тем более что фрукт был откровенно несвежим, по его желтым бокам ползли коричневые пятна.

– Никакие это не пятна! – чуть ли не подпрыгивал правозащитник, – это надписи на арабском, которые несут нам откровение свыше!

По интонации было понятно, что он не шутит.

– Надо срочно новость об этом дать! – наседал Александр Дмитриевич. – Можно даже без упоминания моего имени!

Гнилое яблоко как барометр толерантности

Ну, попал, подумал я. Раз товарищ Н. согласен на анонимность – не отвертишься, пиши пропало. Вернее, пиши заголовок: «В Саратове Аллах общается с уммой с помощью гнилых яблок». Или: «Правозащитник обнаружил коранические высказывания в «Пятерочке». Или: «Турецкие садоводы передают зашифрованные послания саратовским мусульманам». Подумав секунду, я мысленно прибавил ко всем фразам знаки вопроса. Как бы не решили, что из-за жары редактор Голицын рехнулся. О разжигании религиозной розни я тогда не думал, времена в этом смысле были плодово-ягодные.

И тут меня осенило. Дело в том, что общественный деятель Н. принадлежал к одной экзотической в наших краях религиозной организации. К невероятной в засушливой степи конфессии, более уместной в одном засушливом североамериканском штате. Короче говоря, он был и остается мормоном.

– Я на арабском не читаю, – сказал я Александру Дмитриевичу, – я на биолога учился. И как биолог вижу перед собой просто гнилое яблоко. Правда, пятна на импортном фрукте действительно несколько причудливые, и на наших я ничего подобного не наблюдал. Так что сходите в мечеть, там помогут.

Я надеялся, что на этот простой и в то же время рискованный шаг общественный активист не пойдет, а я избегу упреков в желтизне своих инфоповодов.

Но я плохо знал мормонов вообще и Александра Дмитриевича в частности! Через полчаса он уже звонил мне из соборной мечети, еще более радостный.

С его слов выходило, что рядовые знатоки арабского расшифровали знаки на яблоке и пришли к выводу, что на нем явственно читается слово «Коран» или, проще говоря, «книга».

Тогда неутомимый мормон задался следующим вопросом: а что, собственно, с этим яблоком дальше делать? Съесть его или, так сказать, использовать в качестве сувенира? И так как обычные прихожане мечети ответа на непростой вопрос не нашли, то решили обратиться за советом к муфтию Бибарсову. Председатель духовного управления отреагировал немедленно. Если надпись священна, то это, безусловно, добрый знак для всех мусульман, решил он. А если появилась на столь неожиданном предмете, как обыкновенное яблоко, то адресована она всем жителям Саратова, и не только мусульманам. Также Мукаддас-хазрат постановил, что есть яблоко ни в коем случае нельзя.

Всю эту фантасмагорию я услышал от общественного деятеля сразу же после его разговора с муфтием. А потом меня стали терзать ошалевшие от жары депутаты. Или чиновники. Или инициативные группы граждан, не помню. Потом эта история понемногу забылась, потому что жара продолжалась все лето и даже захватила порядочный кусок осени 2010 года.

А вспомнил я про яблоко с арабской вязью, потому что нашел старые фотографии и удивился, насколько беззаботна была жизнь в нашем городе еще несколько лет назад. Когда народ еще всерьез обсуждал Божественное откровение, а не военные авантюры правительства, дешевеющую нефть и всеобщее обнищание.

Да и яблоки турецкие тогда никому еще и в голову не приходило запрещать.

Гнилое яблоко как барометр толерантности