Год чего-нибудь и советской классики

Оценить
Вместо диалога общества на актуальные темы и совместного размышления о решениях сегодняшних проблем в Год российского (российского, кстати, а не советского!) кино будем пересматривать советские фильмы. Стало быть, это и есть для нас сейчас пик актуальности? Ну что ж, вперед, в прошлое!

Все-таки интересно у нас жить. Что ни год, то год чего-нибудь. Литературы, культуры... Не факт, что от таких объявлений люди станут культурными или будут больше читать, но внимание обращается, и получается, что не просто так год живем, а со смыслом. Волей-неволей, а прикасаемся к прекрасному. (Хотя Александр Соломонович Ландо и говорит, что в результате стало больше посетителей музеев, например, но лично я здесь прямой связи не вижу. Сколько раз видел людей, которые приходили, к примеру, в театр вынужденно – за компанию с близким человеком или вместе с учебным коллективом, не обращали ни малейшего внимания на сцену и плевались от такого времяпрепровождения... Увы!)

Вот и наступивший год объявлен Годом российского кино. Об этом подробно рассказала министр культуры Светлана Краснощекова на профильном комитете облдумы. Светлана Владимировна перечислила мероприятия, которые будут проведены в связи с этим событием.

Спору нет, кино – это замечательно. Поддержка отечественного кинематографа – тем более. Только кое-что в докладе министра мне показалось странным.

Вот выдержка из текста раздаточных материалов: «Тематику (мероприятий. – Прим. авт.) можно условно разделить на несколько основных направлений: патриотическое, 80-летие Саратовской области...». И буквально через два предложения: «С темой патриотизма тесно связан блок мероприятий, посвященных 80-летию Саратовской области».

То есть патриотическая риторика, надо понимать, будет сопровождать не только профильные мероприятия, но и мероприятия других тематик? Юбилей области – это прекрасно (вообще здорово, что мы отмечаем и юбилей губернии, и юбилей области: чем больше праздников, тем лучше. Опять же, больше репортажей можно снять о радостных жителях), но при чем здесь Год кино? Фильмы о нашем регионе будут показывать? Их так много?

Ну да ладно. Спишем на не всегда выразительный и поворотливый язык, которым пишутся чиновничьи документы. Но дальше начались устные выступления «без бумажки». И, как водится, ярче всех выступил видный общественник А.С. Ландо, который предложил показывать в детских лагерях (оздоровительных) советскую классику, например, «Балладу о солдате», «Отец солдата» и фильмы С. Эйзенштейна.

Когда я слушаю выступления наших чиновников или общественников, меня нередко преследует ощущение, что я ослышался. Или, допустим, что это такой сон (не может же такого наяву быть, в самом деле), и сейчас вздрогну и проснусь. Вот и на этот раз... Александр Соломонович, ну скажите на милость, вы что, правда на полном серьезе уверены, что фильмы, которые вы назвали, – это действительно то, что нужно показывать детям на отдыхе? Нет, ход вашей мысли понятен – прививать патриотизм с малых лет, да. Чтобы детишки не курить учились и тайком за симпатичной вожатой подглядывали, а размышляли о судьбах Родины. Так и видится эта идиллическая картинка: после отбоя весь отряд рассуждает о том, как же важно защищать свое Отечество, а единственного идейно нетвердого пока еще паренька, заикнувшегося «а давайте Витька, пока он спит, зубной пастой намажем», тут же решительно и строго осуждают всем коллективом: как можно о таких глупостях думать в наше неспокойное время.

Но тут сразу вот какой вопрос возникает. Дело в том, что эти фильмы, вне зависимости от их художественных достоинств, сняты в далекое уже время, для другого поколения и говорят другим языком. По этой логике на уроках музыки в школах нужно разучивать «Марсельезу» или, еще лучше, «Боже, царя храни». Прекрасные патриотические произведения (и неважно, что дети ни черта не понимают, о чем, собственно, текст).

Все это, конечно, абсолютно не значит, что детям нужно предлагать только развлекаловку. С детьми можно и нужно говорить на серьезные темы. Но неплохо бы говорить об этом на понятном им языке. А то легко можно получить обратный эффект. Впрочем, я вообще не очень понимаю, как можно «привить патриотизм». Патриотизм – это ведь любовь к своей стране (кстати, именно стране, а не государству). Научить любви человека невозможно. Можно его только любить. В любом человеке, если только он не законченный мерзавец, искренняя забота и любовь (не путать с чувством собственничества – объект любви вам ничем по умолчанию не обязан) вызовет ответные чувства. По крайней мере, благодарность уж точно. Но «воспитать» любовь или обязать любить по разнарядке?..

Между прочим, на том же комитете выступала директор фестиваля «Саратовские страдания» Татьяна Зорина. Она сказала, на мой взгляд, очень правильные и важные слова – о том, что кино может ставить актуальные и злободневные вопросы о состоянии страны и общества, что резонансные фильмы (такие, как «Левиафан») могут стать отправной точкой для дискуссии о том, так ли действительно живет страна, какой бы мы хотели ее видеть и что нужно сделать для того, чтобы что-то изменить... Однако председатель комитета Алла Лосина поспешила заметить, что время комитета истекает (дескать, закругляйтесь давайте). Что не помешало другим участникам выступать еще минут десять без единого замечания. И присутствующие узнали, что цель Года кино – показывать советскую классику.

Значит, вместо диалога общества на актуальные темы и совместного размышления о решениях сегодняшних проблем в Год российского (российского, кстати, а не советского!) кино будем пересматривать советские фильмы. Стало быть, это и есть для нас сейчас пик актуальности? Ну что ж, вперед, в прошлое!