Лучше хором?

Оценить
Хоть убейте, не могу понять, как нечто, обязательное для всех, может быть почетным. С тем же успехом можно сказать, что принимать таблетки в больнице – дело почетное. Но почему-то как массовый прием этих таблеток и выглядит идеология новой детской организации.

За последнее время в стране произошли два события, на первый взгляд, никак не связанные друг с другом. Искренне надеюсь, что и на второй, и на все остальные взгляды они также останутся не связанными между собой. Однако...

В общем, в конце прошлого месяца был издан указ о создании некоего «Российского движения школьников». Из приведенного документа неясно, чем именно будет заниматься это движение и куда, собственно, предполагается двигать школьников, зато четко оговорено, что субсидии новой организации будут выделяться из федерального бюджета.

Интернет отреагировал моментально: движение тотчас же окрестили новой пионерией, а некоторые издания провели опросы известных людей на тему их воспоминаний о пионерском детстве. И вот бывший директор столичного парка Горького Ольга Захарова сообщила: «Быть пионером было очень почетно! Наверное, это была самая большая награда в детском возрасте».

Я вот, хоть убейте, не могу понять, как нечто, обязательное для всех, может быть почетным. С тем же успехом можно сказать, что принимать таблетки в больнице было делом почетным. Или что самой большой наградой в школе было написание контрольных работ.

Ну ладно. Считает человек самой большой радостью детства «воспитываться в духе коммунистической идейности» (цитата из Положения о пионерской организации) – пусть. Но вот с идеологией новой организации пока ничего не ясно. Ясно, что она будет – потому что когда это у нас государство создавало движение, не отвечающее его интересам. Но вот будет ли вступление в него (в движение, в смысле) добровольным или обязательным, насколько организация будет политической?

Наверное, я в какой-то степени пессимист, но пока что мне в этом видится попытка приучить школьников с детства ходить строем и воспитываться в духе идеологии, принятой на последнем съезде партии. Примут другую – перевоспитаются, не вопрос. Главное, чтоб сами не думали, а то мало ли что. Рад был бы ошибиться... но если цель организации – организация досуга, так выделять путевки в лагеря отдыха и организовывать факультативы можно и без движения. Особенно если есть лишние бюджетные деньги.

И второе событие. На днях суд принял решение о блокировке крупнейшего российского трекера. По причине нарушения авторских прав в виде бесплатного распространения, в частности, книг Дарьи Донцовой.

Лично у меня отношение к пиратству неоднозначное. Точнее, не к самому пиратству даже, а к тому, что у нас под ним подразумевается. С одной стороны, я уверен, что автор произведения или научной работы должен получать серьезное материальное вознаграждение за свой труд. Это такая же работа, как и любая другая: человек затрачивает свое время, способности и силы, чтобы создать что-то, что потом будет нужно другим людям. Тем более что в большинстве случаев создание этого «чего-то» также требует ощутимых материальных вложений. И здесь я – противник пиратства, и это одна из причин, почему я всегда стараюсь по возможности приобретать лицензионные издания любимой музыки.

Но с другой стороны, на сетевых ресурсах и нелегальных изданиях на физических носителях существует огромное количество материалов, по отношению к которым говорить о нарушениях прав несколько странно, на мой взгляд. Это, например, редкие концертные и черновые записи музыкантов (как правило, любительского качества), это книги и опять же записи тех людей, которых уже давно нет в живых... О каком ущербе автору можно говорить в случае пиратского распространения его бутлегов, если сам он и не собирался их издавать официально (а значит, получать с них прибыль)? Не все однозначно и с наследованием этих прав...

Однако это тема для отдельного большого разговора. Конкретное же событие – блокировка трекера – на мой взгляд, может повлечь за собой некоторые негативные последствия, независимо от того, преследовались эти цели или нет. Дело в том, что данное решение суда создает прецедент столь же странный, сколь и опасный.

Вот представьте себе: стоит огромный рынок, размером с большой квартал. Разные предприятия и частные торговцы арендуют площадь у начальства рынка, чтобы разместить там свои торговые точки и продавать еду, одежду, бытовую химию – да мало ли что еще. Таких арендующих участок точек на этом рынке уже многие десятки, а то и сотни. И вот однажды выясняется, что две точки занимались продажей нелегального товара: продавали под маркой самого популярного стирального порошка или бренда модной обуви не пойми что самопального производства и вдобавок еще и по цене вдвое ниже, чем у тех, кто продавал товар легальный. Поэтому 90% покупателей предпочитали отовариваться у них (пусть и левак, зато дешево), а продавцы настоящего продукта терпели убытки и нажаловались «куда следует». Органы возмутились и постановили: весь рынок скопом закрыть. Не странно ли?

Я, конечно, не специалист, но мне кажется, что подход «из пушки по воробьям» применен не от отсутствия выбора мер. Проверял несколько раз: невозможно было скачать альбом Земфиры в течение достаточно серьезного времени после его поступления в продажу. Официальные альбомы группы «Аукцыон» также было не найти в раздачах до последнего времени. Значит, какие-то механизмы отслеживания существуют? Но нет, проще закрыть и запретить.

А в итоге получается, что из-за нарушения прав нескольких авторов пострадают те, кто получал на трекере материалы, которых в продаже просто нет. И если возможно по заявлению одного автора закрыть целый ресурс, не является ли это пробным камнем? Не последует ли в случае успеха закрытие и остальных сайтов, с помощью которых можно получить доступ к книгам, фильмам и музыке, отсутствующим в свободной продаже или в библиотеках?

Я, повторюсь, очень хочу ошибаться. Но не отделаться от мысли, что если такое произойдет, оно очень удачно впишется в концепцию «воспитания строем»...