«Почта России»: У нас самообслуживание

Оценить
Я понимаю, что словосочетание «Почта России» уже навязло в зубах. Что каждый, кто хоть раз за последнее время пользовался ее услугами и вышел потом в интернет, считает своим долгом рассказать о том, как замечательно работает сие учреждение (и восторженных отзывов лично я пока что не встречал ни одного).

Я понимаю, что словосочетание «Почта России» уже навязло в зубах. Что каждый, кто хоть раз за последнее время пользовался ее услугами и вышел потом в интернет, считает своим долгом рассказать о том, как замечательно работает сие учреждение (и восторженных отзывов лично я пока что не встречал ни одного).

Но вот столкнувшись в очередной раз с ее сервисом, я понял, что он очень символичен. И кто знает, может, это – одна из первых ласточек будущих перемен в сервисе в целом?

Отправлял я на днях небольшую посылку. Работа только одного окна при наличии очереди меня не удивила – уже привычное дело что на почте, что в других учреждениях, что в супермаркетах. Вообще, несколько лет назад я довольно активно пользовался услугами почты, поэтому считал, что весь процесс мне уже известен (и что там можно придумать нового?). Но оператор, принимавшая отправления, сумела меня удивить.

«Как будем упаковывать – в конверт или в коробку?» – спросила меня она. «В конверт», – ответил я (это удобнее, быстрее и, по-моему, даже дешевле). «Тогда вам нужно сходить в киоск и купить конверт, потому что у нас их нет», – обрадовала меня сотрудница. Я от неожиданности не сразу нашелся, что ответить. Спросил: «Как нет? Я зимой у вас отправлял посылку – конверты продавались прямо здесь. И что, так теперь всегда будет?». «Ну так вот, кончились, – был ответ. – Их должны как-нибудь завезти, но когда – неизвестно». Хорошая организация работы.

«Давайте тогда в коробку», – обреченно согласился я на менее удобный вариант. Но сотрудники почты не из тех, кто быстро сдается. «Тогда вам тоже нужно сходить в киоск, – сообщили мне. – Купите несколько газет, чтобы проложить пустое место в коробке». Я был вынужден вспомнить известную методику глубокого дыхания и счета до десяти, чтобы не воспроизвести ненароком вслух некоторую часть лексикона. Там были дети, в конце концов.

В общем, закончилось все тем, что оператор (видимо, по выражению моего лица) поняла, что посещение киоска в мои планы не входит. После чего в соседнем окне тут же волшебным образом нашелся лишний упаковочный конверт (и операторы заспорили между собой, сколько с меня взять за эту упаковку – 27 рублей или все-таки 25).

Пришел домой, выложил эту историю в соцсетях. В комментариях выяснилось, что я не один такой и мои знакомые тоже сталкивались с подобной ситуацией. Сами собой рождаются предположения, что это стандартная схема, и «на днях конверты завезут» здесь – просто фигура речи. Поначалу охватило негодование: «Почта России» тратит такие сумасшедшие деньги на создание мобильного приложения, доходы этой организации выросли в ПЯТЬДЕСЯТ раз (причем в том числе благодаря «эффективной работе в целом»). И на центральном почтовом отделении областного центра (в народе – Главпочтамт) не хватает конвертов.

Но потом мне это все напомнило наши поликлиники. И больницы. Туда ведь давно уже привыкли ходить со своими простынями, шприцами, лекарствами... Чем почта хуже? На почту надо со своими конвертами. Может быть, это такая негласная политика перевода населения на самообслуживание? Ну, вроде как чтобы сбить эту мелкобуржуазную спесь. Чтобы не забывали, что главное – не материальные блага и не личный комфорт. Тогда легко представить, что в ближайшем будущем нас могут ожидать весьма интересные нововведения.

Возьмем, например, заселение в гостиницу. Всем постояльцам в обязательном порядке иметь при себе два комплекта постельного белья. Без постельного белья заселение не производится.

Или вот столовые. Всем желающим пообедать иметь при себе ингредиенты для приготовления первых и вторых блюд, а также заварку для чая (кипяток выдается в отдельном окне, очередь занимать заранее). Через несколько лет можно будет усовершенствовать систему и дать гражданам возможность готовить себе самим.

Полиция опять же. Все обращающиеся за помощью обязаны предоставить автомобиль, наручники и видеокамеру для проведения следственных действий. Вам же надо-то.

Один мой друг говорит, что это неправильная установка – если человек чем-то недоволен, то сие означает, что он считает «все что-то должны лично мне». А государство ничего на самом деле никому не должно, кроме минимума: тепла в жилье и воды. И потом, если ты недоволен, задайся вопросом – а что ты сам сделал для государства? Как только поймешь, что тебе никто ничего не должен, сразу все недовольство исчезнет, и мир вокруг заиграет яркими красками.

А я и правда не понимаю. Если государственные структуры ничего не должны, зачем тогда на них выделяются такие невообразимые для обычных людей суммы денег? То есть деньги выделять им должны, а они работать добросовестно – нет? Что ж, очень удобно.

А что касается почты – даже обидно. В детстве почта мне представлялась чудом. Это же представить трудно: опускаешь письмо в прорезь ящика или люди в красивой форме принимают у тебя посылку, распространяя аромат сургуча, и через несколько дней она оказывается в руках человека на другом конце страны! Чудо ведь, как иначе! Потом я просто с удовольствием пользовался ее услугами – было удобно и появлялось какое-то ощущение связи с миром. А тут... Осталось табличку повесить: «Извините, у нас самообслуживание».