Societe или не Societe: вот в чем вопрос

Оценить
Теперь-то я понимаю, истинный смысл слова «Societe» в названии банка. Его русское прочтение как бы намекает, что желают банкиры своим недовольным клиентам: «А Societe не хотите ли?»

В прошлом году у россиян, которые пользуются услугами по кредитованию, появилась замечательная возможность – теперь в первые 30 дней кредитного срока любой гражданин (при наличии желания и возможности) имеет право погасить досрочно кредит. Хоть полностью, хоть частично. И банк не вправе ему отказать – платеж зачисляется на счет в момент обращения.

Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо. Раньше, чтобы провести такую операцию, нужно было заблаговременно уведомить банк, а некоторые особо ушлые финансисты требовали еще и комиссию за внеплановый перерасчет графика платежей.

Другими словами, все делается на благо простых потребителей кредитов. Но не тут-то было. Банкиры на то и есть, чтобы заработать на своих клиентах. Благотворительностью в банках не занимаются, это надо помнить всегда. И ради собственной выгоды зачастую идут на мелкие нарушения законов, в расчете, что заемщику проще заплатить чуть больше, чем обивать пороги различных инстанций, требуя справедливости.

Год назад, когда вся страна готовилась потуже затягивать пояса, потому что одна за другой начинали действовать западные санкции, а Россия вынашивала свой несимметричный ответ, я решил шикануть – купил на все оставшиеся деньги новую мебель. Имевшихся денег не хватило, пришлось часть стоимости оформлять в рассрочку. Не хватило совсем чуть-чуть – каких-то жалких 15 тысяч рублей. Их легко можно было бы погасить уже в следующем месяце. Но следующий месяц был август, а это сбор ребенка в школу. Поэтому рассрочку оформили прямо в магазине на год. Платить 1300 с копейками в месяц совсем не напряжно, главное, все вовремя делать. Название банка, где я оформил заем, выглядело вполне солидно – «Русфинанс Банк». Да еще и приписка мелкими буквами «Societe Generale Group». Мол, это вам не хухры-мухры, а добропорядочные европейцы. Теперь-то я понимаю, истинный смысл слова «Societe» в названии банка. Его русское прочтение как бы намекает, что желают банкиры своим недовольным клиентам: «А Societe не хотите ли?»

Узнал я об этом год спустя, после того как взял кредит. Неожиданно выяснилось, что я весь срок кредита был «злостным неплательщиком». В условиях договора говорится, что о любой задолженности банк должен информировать меня в течение 7 дней путем направления SMS, но кого это вообще волнует?

Кроме моральных страданий это мне ничем бы больше не грозило, если бы не 1200 рублей штрафных санкций за просрочку в размере семи (!) рублей.

Оказалось, что закон, вступивший в силу за неделю до того, как я взял кредит, предоставил мне право погасить часть кредита в течение первых 30 дней без предварительного уведомления банка. Я-то, глупый, решил этим правом не пользоваться и платить по графику. Но банк за меня решил иначе. Положил я на свой счет через банкомат 1350 рублей вместо 1307, так банк всю сумму и зачислил в счет погашения кредита. Как бы выходит, что без меня меня женили, или мое право перевели в обязанность. Сам факт внесения дополнительных денег банк расценил как то, что я его уведомил о своем желании погасить досрочно кредит. Ничего, что банкомат мелочь не принимает, а купюры достоинством 7 рублей пока еще не ввели в обращение? В банке объяснили, что мне, дураку, надо было после внесения первого платежа (или до этого) написать заявление об отказе от права на досрочное погашение. Я не против, что такая процедура имеет право на существование. Меня несколько озадачило, что нигде в договоре об этом не сказано ни слова. Да и остальные случаи, когда я вносил большие суммы, как оказалось, банк не трактовал как желание досрочного погашения.

То есть внес я в первый месяц лишние 43 рубля, в следующем уже переплачивать не собираюсь и вношу 1300, а не 1307, в полной уверенности, что 43 рубля лежат на счету и ждут своего времени для списания. А оно вон как обернулось.

Мою претензию и просьбу сделать перерасчет, исключив досрочные погашения, банк рассмотрел и отклонил. Фигурально выражаясь, ответил тем словом из своего названия: «Societe, дорогой клиент». Я, естественно, обиделся и пошел «стучать» на них в Роспотребнадзор, мол, такие-сякие нарушают права потребителей и не вписывают в договор полную информацию об услуге.

Каково же было мое удивление, когда в этот же день раздался звонок из этого же банка. Разговор начался примерно такими словами: «Благодарим вас за добросовестное выполнение условий кредитного договора и предлагаем вам еще один кредит». Перефразируя известный рекламный слоган, это могло означать: «Вы уже не Societe? Тогда мы идем к вам». Девушка оказалась не в курсе всей моей мышиной возни из-за копеек, а также того, что я «злостный неплательщик». Я ее предложение вежливо, насколько мог, отклонил, сообщив о своей уже поданной жалобе.

Надеюсь, что госорган в этой ситуации встанет на сторону потребителя и подтвердит мое право на полную и достоверную информацию о приобретаемых услугах банка. В этом случае банк потеряет уже не 1200 рублей, а гораздо больше. Не будем загадывать на будущее, но так и хочется сказать этим банкирам: «Посмотрим, кто из нас будет Societe».