Времена меняются, а запреты те же

Оценить
Сказки пытались запрещать и раньше. Например, около ста лет назад клеймили позором «Мойдодыра» и «Приключения Мюнхгаузена». За оскорбление трубочистов в первом случае и непрекращающееся вранье во втором. Почему бы сейчас не запретить Карлсона – странное существо, непонятно с какой целью привязавшееся к Малышу и предлагающее ему «пошалить».

Перечитать то, что было издано несколько десятилетий назад, бывает весьма любопытно. В этом смысле публицистика и дневники известных авторов – просто кладезь знаний. И каков соблазн этак снисходительно покачать головой – дескать, вот же они там дров-то наломали. Мы-то – совсем другое дело, мы уже поумнели. Ведь каждый знает – времена меняются...

Попался мне тут в руки том Корнея Чуковского. Погодите подкалывать насчет запоздалого интеллектуального развития: первая-то часть книги, со всеми известными сказками, действительно была до дыр зачитана в раннем детстве. А вот вторая, содержащая размышления автора о детском воспитании и рассказы о своих собственных наблюдениях в этой области, понятное дело, тогда интереса не вызвала. И решил я восполнить пробел и добить, так сказать, книгу до конца.

И не пожалел! Читаю и глазам своим не верю. Тем, кто ни моим глазам, ни моим словам тоже не поверит – найдите работу Чуковского под знаменитым названием «От двух до пяти» и откройте третью главу, озаглавленную «Борьба за сказку». А потом – четвертую, «Лепые нелепицы». И наслаждайтесь.

Классик детской литературы рассказывает о том, с каким сопротивлением пришлось столкнуться его впоследствии всеми любимым сказкам. И какие замечательные формулировки при этом использовались теми, кто стоял на страже детской нравственности. Впрочем, меньше описаний, больше фактов.

Сказку «Мойдодыр» заклеймили позором за оскорбление трубочистов. Помните – «А нечистым трубочистам – стыд и срам!»? Так вот, сравнивая неумытых детей с трубочистами, автор оскорбляет последних (чуть было не написал «оскорбляет их чувства»...). В целом же работы Чуковского были названы «культом отмирающей семьи и мещанского детства».

А вот Чуковский рискнул опубликовать переводы английских детских стихов. И тут же получил по полной программе: «Это формалистическое кривлянье и рифмованное сюсюканье Чуковского, закрепляя неправильности языка, встречающиеся у детей, мешает развитию их речи». И издателям должно быть стыдно, пишет рецензент.

Дальше – больше. Начинается борьба уже со сказкой как таковой, ибо, понятное дело, негоже в век, когда строится новая жизнь, пудрить детям мозги всяким вздором вроде разговаривающих зверей. Особое возмущение вызвала редакция книги «Приключения Мюнхгаузена» – тут вам и проваливающаяся голова, и полеты на луну, и встречи с животными, в общем, автор врет, не задумываясь, на протяжении всей книги. А значит, мешает здоровому развитию ребенка.

Много интересных историй приводит Чуковский, все не пересказать. Но вот, на сладкое, цитата из полученного им письма:

«Стыдно, т.Чуковский, забивать головы наших ребят всякими путаницами, вроде того, что на деревьях растут башмаки. (...) Зачем вы извращаете реальные факты? Детям нужны общеполезные сведения, а не фантастика насчет белых медведей, которые будто бы кричат кукареку. Не того мы ждем от наших детских писателей».

Осталось добавить, что события, о которых рассказывает автор, относятся к концу 1920-х – 1930-м годам. Менее сотни лет назад.

А на днях в интернете появилась новость о том, что в Иркутской области по разнарядке РОНО изымается детская литература. Все, разумеется, в интересах здорового развития детей и защиты их от нежелательной информации. Потому что «Малыш и Карлсон» формирует неуважительное отношение к родителям и отрицает семейные ценности, «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» способны вызвать у детей желание бродяжничать, а в «Сказке о Золотом Петушке» отсутствует сострадание к убитому Дадону.

Наконец-то нашли корень всех проблем в семье. Беспризорниками становятся, начитавшись Твена, а трудными подростками – перебрав со сказками о Карлсоне (надо еще, кстати, разобраться, чего это странное существо так привязалось именно к Малышу и с какой целью он так настойчиво предлагает ему «пошалить»).

Эти события – уже 2010-е годы. (Не пишу «2015 год», поскольку подобные новости всплывали и раньше).

Закончить мне почему-то хочется еще одной недавней новостью, вроде бы никакого отношения ко всему вышесказанному не имеющей.

«Каждый второй житель России (45 процентов) назвал оправданными жертвы, которые понес советский народ во времена правления Иосифа Сталина, показал опрос «Левада-центра».

И тоже: 1930-е – 2010-е.

Времена меняются, говорите?