За кадром

Оценить
Чем больше мы созванивались с руководителями медучреждений при подготовке сюжета на «Открытом канале», тем больше возникало вопросов – даже не относительно оказания медицинской помощи, а все больше бюрократических.

Проблемы в сфере здравоохранения, проще говоря, медицины, относятся больше к категории текущих, а не сенсационных. Кто-то ее ругает, кто-то хвалит, кто-то не получает полноценной помощи, кто-то лечится самостоятельно. Пытаясь ответить на вопросы, кто прав, кто виноват, «Открытый канал» задался целью подготовить сюжет о... саратовской медицине.

Начиная работать над сюжетом, обратились к открытым интернет-источникам. Забивая бесхитростные формулировки в поисковых системах об опыте лечения граждан, практически всегда попадаешь на сайт «Лица губернии». Ну что ж, посмотрим...

Множество обращений, отзывов (как положительных, так и негативных) – к Алексею Данилову, министру здравоохранения области. Удивило, что почти все они остаются без ответа. Складывается ощущение, что люди обращаются к портрету на страничке. Возникает невольно вопрос: а тот, к кому обращаются, вообще читает это?

Теперь об обращениях. Негативные отзывы и просьбы обратить внимание превалируют. С одной стороны, ничего удивительного. Хорошего всегда пишут мало, так как если помогли, то человек на радостях бежит из стационара или поликлиники, порой забывая «спасибо» сказать. Это вопрос воспитания скорее, чем медицины.

Но чаще обращения к министру содержат не просто крик о помощи, а целые бури эмоций и негодований.

К примеру, история Анны Суровой, многодетной матери, которой в 4-й Детской поликлинике Саратова не предоставляют рецептов на получение льготных лекарств и питания для детей из-за отсутствия прививок, в результате чего «...страдает отчетность и участковый педиатр получает нахлабучки от руководства, страдала галочная система наверное» (пунктуация и орфография сохранены. – Авт.), а не дети. И на другие недостатки указала в своем обращении женщина. Кстати, оставила даже свой номер телефона. Не знаю, звонили ли ей из вышестоящей инстанции, то есть из министерства, а мы так и не смогли дозвониться для получения комментария и выяснения ситуации. Зато имели несколько телефонных разговоров с главным врачом 4-й Детской поликлиники Тамарой Грищенко, которая сначала заверяла нас в дружбе со всеми СМИ, а потом попросила согласовать вопрос о съемке комментария с пресс-центром министерства, а в день съемки срочно уехала на конференцию в СГМУ, предложив встретиться в другой раз. Однако все-таки рассказала, что жалобы Анны Суровой взяты на контроль и что ей вообще якобы все рецепты выписали, только она не приходит за ними уже который месяц. И вот что думать?

Другой случай. Областная поликлиника, жалоба от Ольги на никчемность электронной регистратуры и записи на прием к врачам-специалистам. На деле все равно получается живая очередь, причем для записи требуется направление от участкового врача. Созваниваемся с главным врачом Сергеем Прохоровым, договариваемся о комментарии, приезжаем, нас принимают в кабинете, но отказываются говорить на камеру. Рассказать – рассказали, даже показали, сослались на законы и постановления, что мол, мы все правильно делаем. Ну как тут не согласиться? Но, с другой стороны, на камеру это сказать нельзя? Крамола, что ли, какая?

Электронная регистратура

Чем больше вчитывались в обращения и созванивались, тем больше возникало вопросов – даже не относительно оказания медицинской помощи, а все больше бюрократических.

А вопрос с Территориальным фондом ОМС по Саратовской области и инициированной им экономии за счет понижения тарифов на оплату медицинской помощи в стационарах в 2014 году и планируемой экономии в 2015-м и вовсе поставил в тупик. Если вы еще не в курсе, то обратите внимание на материал «Экономия» на больных», размещенном на ресурсе «Совершенно секретно». У нас в городе про это технично промолчали.

После прочтения у меня остались практически те же вопросы, что и у контролирующих ТФОМС органов: почему деньги, выделяемые государством, на последнем своем этапе распределяются по воле руководителя ТФОМС, а не согласно нормам? И почему большинству медицинских учреждений из выделенных денег можно тратить только 20-30%? Что за экономия на больных? При этом почему местные власти, инспектирующие органы и общественность молчат? У всех такое хорошее здоровье? Или экономия – это вполне ощутимый фактор, а репутация и мнение граждан – не такой уж важный?

Теперь о хорошем. Так сложилось, что за это время некоторым моим родственникам и знакомым пришлось обратиться в медицинские учреждения города. Почти все получили квалифицированную медицинскую помощь. При этом – бесплатно. Кто-то испытывал некоторые затруднения, у кого-то все проходило без проблем. Есть и положительные впечатления о детской хирургической помощи при устранении патологии сердца. И все это вписывалось в пресловутую систему ОМС.

Вот и получается, что там, наверху, чаще всего думают об экономии, показателях, статистике, а здесь, на уровне «врач – больной», все еще стремятся помочь, вылечить, поставить на ноги... Не везде и не всегда, но довольно часто.

А вам, уважаемые читатели, желаю как можно реже обращаться в медицинские учреждения! Будьте здоровы!