(Не)навязчивый сервис

Оценить
Знаете, такое впечатление, что в наших учебных заведениях резко перестали готовить специалистов и начали выпускать «продвигателей». Куда ни плюнь – попадешь в консультанта или промоутера.

Знаете, такое впечатление, что в наших учебных заведениях резко перестали готовить специалистов и начали выпускать «продвигателей». Куда ни плюнь – попадешь в консультанта или промоутера. Причем ладно бы они действительно помогали облегчить выбор той или иной услуги или товара. Общаясь с ними, приходишь к выводу, что легче разговаривать с магнитофоном или роботом: принцип тот же (долдонит заученные фразы без малейшего учета реакции собеседника), но технику хоть выключить можно.

Вот уже который день звонят мне представители компании, предоставляющей услуги интернета и цифрового телевидения. Предлагают, стало быть, подключиться. У меня язык уже болит объяснять каждому новому человеку у них на телефоне, что и то и другое у меня уже есть, и если я захочу что-то поменять, я сам обращусь. Бесполезно. Звонки поступают в любое время дня и вечера (спасибо, что не ночью). Хорошо, что на моем аппарате есть функция «Черный список».

Когда мне звонил представитель их конкурентов, он сделал предложение, над которым я поразмыслил и все-таки решил пока отказаться. Может быть, в следующем году, сказал я простодушно. Это была моя роковая ошибка. Парень начал названивать каждый день по два-три раза, выспрашивая, не передумал ли я, и предлагая все новые скидки и бесплатные приятности. Когда он позвонил в десять вечера (и в третий раз за тот день), я не выдержал и поговорил с ним, используя несколько иные стилистические особенности русского языка, нежели прежде. Как ни странно, помогло. Но на всякий случай в черный список я его все-таки занес.

Впрочем, даже если бы я согласился, после подключения могло начаться самое интересное. Я давно заметил: когда вызываешь человека, чтобы он исправил беду с интернетом или, там, с телевидением у тебя дома, лучше заранее приготовиться к открытиям, которые будут следовать одно за другим. Например, не стоит удивляться вопросу: «А у вас все включается, чего вызывали-то?» – нужно терпеливо и по возможности мягко объяснить, что реагировать на нажатие кнопки «вкл» – это все, на что способен агрегат в данный момент. А в таких случаях вызывают мастера-кудесника, то есть, простите за выражение, вас.

Еще раньше пригодится умение договариваться о встрече. Потому что если, допустим, диспетчер сей конторы назначает рандеву на среду «после обеда до шести», это непременно будет означать, что в среду часиков так в 10-11 твой мобильный примет звонок от мастера, который подобно пацану с соседнего двора спросит: «А вы щас дома? А че? А давайте я щас зайду?». И на ответ, что договаривались на время ближе к вечеру, причем именно потому, что в первой половине дня никого дома нет, вы получите возмущенное: «Не, ну а чо я столько времени по городу буду мотаться?».

По схожим причинам я давно уже стараюсь не общаться с так называемыми продавцами-консультантами в магазинах. Сейчас они как-то ослабили хватку. А вот лет десять назад...

К примеру, я был постоянным клиентом музыкальных магазинов, где торговали лицензионной продукцией (сейчас, к сожалению, из них остался только один, поэтому чаще приобретаю диски через интернет. Впрочем, речь не об этом). И когда ко мне подлетали милые девочки-мальчики с вопросом: «Что вас интересует?», я начинал внутренне напрягаться. Потому что дальнейшая последовательность действий была уже знакома. Ответ на вопрос «что интересует» – круглые глаза консультанта «а кто это?» – «давайте посмотрим по базе» – десятиминутный поиск в компьютере – ну а дальше уж как повезет. За это время я сам, без помощи консультанта, успевал просканировать все прилавки и заметить все меня интересующее.

Апофеозом такого «консультирования» явился случай, когда в маленьком отделе дисков книжного магазина каким-то чудом оказались два альбома, выпущенные на независимой российской фирме крохотным тиражом. Я понес диски на кассу, но у них было правило – прослушать диск перед продажей на предмет брака. Продавец, услышав первые же звуки, скривился и изрек: «И че, вот это и есть рок, что ли? Да ну, че вы это слушаете, фиг знает что (выражение смягчено. – Прим.авт.). Вот я себе закачал такой рэпчик – вообще четкая тема, хошь послушать, а то так и будешь это покупать?». Это он вроде как с шутками, да. Конечно. Как я мог забыть спросить тебя, что мне слушать.

Вот откуда берется такой «обслуживающий персонал», а? Не обращающий внимания на твои потребности, агрессивно навязывающий свое мнение... Нет, я, конечно, понимаю, что чем принимать на работу взрослых людей, предъявляющих определенные требования, проще взять студентов, готовых работать на любых условиях. Но неужели так трудно обучить их элементарной вежливости и такту, а за отсутствие таковых увольнять? Я сам в студенческие годы подрабатывал продавцом и прекрасно знаю, что бывают такие клиенты, с которыми и разговаривать-то не хочется, мягко говоря. Но навязывание или, наоборот, полное равнодушие – это непрофессионализм, почему их начальство не удосужилось им об этом сообщить? Меня, к примеру, подобное «обслуживание» только раздражает, и повторно в этот магазин я зайду только в случае уж совсем крайней необходимости.

Может, мои вопросы – из разряда риторических. Но мне действительно ужасно интересно: откуда у такого сервиса ноги растут?