Авиационный Саратов. Ожидания и традиции

Оценить
Насколько оправданы наши ожидания, что Саратов выберут в качестве площадки для реализации проектов в сфере авиастроения по совокупности показателей? Одним из преимуществ Саратова перед другими регионами называются вроде как сохранившиеся кадры и «традиции авиастроения». Я бы тоже хотел на это надеяться, но, простите, какие у нас к тому основания?

Решил отписаться по поводу проекта то ли восстановления старого, то ли строительства нового авиационного завода в нашем городе. Первый раз участвовал в устном диалоге на эту тему в недавней передаче на ОКТV и, как мне кажется, не смог достаточно внятно сформулировать свои мысли. В письменном виде как-то привычнее.

Давайте только сразу определимся вот с чем. Первое. Никаким специалистом в области авиации и авиастроения я не являюсь, и пусть никого не вводит в заблуждение моя фамилия. Второе. Как человеку, который собирается жить здесь, как патриоту своего города мне бы хотелось, чтобы в Саратове был авиационный завод, равно как и многие другие промышленные предприятия и много чего еще.

Теперь по сути.

Я, признаться, совершенно запутался в последних новостях на эту тему. Примерно половина сообщений гласит, что речь идет о некоем проекте по производству «легкого транспортного самолета». Другая же половина «источников» акцентирует внимание на возможном сотрудничестве с компанией Diamond, которая никаких легких транспортных самолетов не производит, а работает в сегменте «малой авиации». Причем новости с упоминанием «легкого транспортного самолета» иллюстрируются фотографиями маленьких Diamond. Если пытаться понять, к каким «легким транспортным самолетам» проявляет интерес Объединенная строительная корпорация (ОАК), то натыкаемся на Ил-114, но непосредственно о нем в новостях ни слова. Ну да бог с ним...

Я пытаюсь разобраться, как работает в нынешних условиях экономика в нашей стране, а также как выбираются и реализуются инвестиционные проекты. Интуитивно подозреваю, что выбор проектов и расходование бюджетных средств должны происходить в соответствии с какой-никакой, но программой. Набираю в поиске «развитие гражданской авиации» и буквально сразу же натыкаюсь на сайте Министерства промышленности и торговли РФ на документ под названием «Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

Сверяюсь с календарем. О! Мы живем сейчас по этой программе! Причем документ свежий, утвержденный в новой редакции Постановлением № 303 Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года.

В разделе «Ключевые проекты» подпрограммы «Самолетостроение» мы видим мероприятия по проектам «Сухой СуперДжет 100» (с производственной базой в Комсомольске-на-Амуре) и перспективный региональный МС-21 (с базой в Иркутске). В качестве ключевых проектов не значатся ни Воронеж с Ил-96, ни Ульяновск с Казанью (Ту-204 или 214), ни Самара с АНами. Ну и Саратов как бы тоже не просматривается...

Если мы все-таки полагаем, что речь идет о сотрудничестве с австрийской Diamond, то этот проект пойдет по подпрограмме «Малая авиация». Такая подпрограмма тоже есть. Мероприятия в рамках этой подпрограммы не конкретизированы по проектам и вроде как позволяют надеяться на «Саратов» между строк. Но обратимся к ожидаемым результатам и финансированию... Видим, что первые самолеты планируется произвести в 2019 году в количестве 12 штук, а всего до 2025 года – аж 233 машины. С учетом того, что это «малая авиация», то вообще, считай, ничто. В соответствии со скромными объемами и скромное финансирование. В 2014-2016 годах – по 500 миллионов рублей в год. Дальше – чуть больше.

Что такое 500 миллионов рублей? Да у нас только стоимость комплекса зданий нового аэропорта в Сабуровке оценивается в 4 миллиарда! Мы некоторое время назад всерьез радовались возможной реконструкции саратовского ипподрома на те же примерно суммы!

И это если представить, что все 500 миллионов по федеральной программе будут сосредоточены в одном месте и именно в Саратове, что само по себе достаточно оптимистичное предположение. Я, как уже говорилось, не спец в авиастроении, но интуитивно понимаю, что стоимость завода со всем необходимым оборудованием должна быть поболее, чем трибуна для наблюдения за скачками – пусть вместе со всеми конюшнями, кафешками и автостоянками. Будь я на месте ОАК, которая должна решать поставленную правительством задачу в рамках государственной программы и выделенного бюджета, то выбирал бы площадку с уже имеющейся максимальной производственной базой, чтобы хоть корпуса не строить да хоть какое-то оборудование не закупать. Я уж про кадры не говорю.

В каком состоянии находится сейчас аэродром Южный, можно посмотреть во многих материалах по ссылкам в интернете – и с рассказами многочисленных очевидцев, и с фотками проросших сквозь рулежные дорожки деревьев. Такое подозрение, что наличие там следов деятельности человека только усложняет задачу строительства завода, а никак не упрощает. Мне кажется, что шансы нашего города в итоге получить завод на этом участке, скажем так, призрачны.

Можно, конечно, предполагать, что программа эта опять устарела и что финансирование отрасли планируется кратно увеличивать, просто пока еще не успели облечь это в соответствующую документацию. На мой взгляд, в современных реалиях российского бюджетного процесса гораздо более вероятен сценарий с сокращением финансирования, а не с увеличением. Возможно, я ничего не понимаю в этом, но на самом деле хотел бы разобраться.

Одним из преимуществ Саратова перед другими регионами называются вроде как сохранившиеся кадры и «традиции авиастроения». Я бы тоже хотел на это надеяться, но, простите, какие у нас к тому основания? Что есть «традиции», кроме памятников на Пензенской и Энтузиастов? А я вам скажу, что можно назвать традициями, на примере Ульяновского авиационного кластера. Да, есть такой, более того, он первый «вылетает» в интернете по запросу «авиационный кластер».

Надо заметить, что Ульяновск продвигает себя под брендом «авиационная столица России» и не просто так.

В перечне предприятий, в той или иной мере занимающихся авиационной тематикой и входящих в этот кластер, значатся 47 наименований юридических лиц. Ок, возможно, и в Саратове не меньше, не знаю, но посмотрим на календарь событий 2014 года и увидим среди 32-х крупных мероприятий, например, такие:

– Российский инжиниринг. Всероссийский конкурс профессионального мастерства.

– Проведение фестиваля талантов среди молодежи Ульяновской области «Звезда авиации».

– Конкурс профессионального мастерства обучающихся профессиональных учреждений и их мастеров совместно с предприятиями, входящими в авиационный кластер.

– Ярмарка карьерных возможностей Ульяновского авиационного кластера.

– Международная молодежная научная конференция «Гражданская авиация: XXI век».

– Губернская неделя профессиональных проб авиационных профессий и т.д.

Это только то, что, на мой взгляд, можно отнести к мероприятиям, направленным на поддержание традиций (хотя не исключено, что некоторые пункты обширного списка, как водится, существуют только «на бумаге»). Может ли похвалиться мой любимый город чем-то подобным для подкрепления мифа о «традициях»? Возможно, я просто чего не слышал...

Раз уж мы взялись сравнивать Саратов с Ульяновском, то любопытен еще вот какой аспект: бюджетный. По данным Росстата и Казначейства России, наши города находятся в самом хвосте ПФО по бюджетной обеспеченности на одного жителя – по результатам, например, 2013 года.

Имея 2,5 миллиона жителей, Саратовская область тратит на каждого 35027,3 рубля в год (худший показатель в ПФО). Ульяновская область располагает 1,274 миллиона жителей и тратит на каждого 37276,9 рубля в год. В расчете на одного жителя суммы вполне сравнимые, хотя по абсолютным значениям саратовский бюджет в два раза БОЛЬШЕ. Доля расходов по разделу «Национальная экономика» в нашей области составляет 11%, в Ульяновской – чуть больше, почти 14%, а по абсолютным цифрам Ульяновск снова проигрывает нам почти в два раза.

Вот, честное слово, не понимаю, почему тогда все вышеперечисленные мероприятия по «сохранению традиций авиастроения» имеют место у соседей, а не у нас? На какие такие средства они там проводятся и куда расходуются подобные суммы у нас в регионе? Наверное, они тратятся на другие мероприятия, возможно, в сфере того же сельского хозяйства, в конце концов. Но тогда насколько оправданы наши ожидания, что Саратов выберут в качестве площадки для реализации проектов в сфере авиастроения по совокупности показателей?

Мне кажется все это весьма и весьма странным и наивным, хотя не исключаю того, что на самом деле решения об инвестировании в нашей стране принимаются по каким-то иным критериям, и в этом отношении мы впереди планеты всей.

Строим же мы аэропорт в чистом поле села Сабуровка согласно бизнес-плану, в котором прописано три источника финансирования этого проекта: федеральный бюджет (взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки), частный инвестор (комплекс зданий) и региональный бюджет (подъездные пути). А в бюджете областного Дорожного фонда эти расходы на 2015 год не планируются вовсе. И на 2016-й вроде, и на 2017-й... Но никого это обстоятельство не беспокоит, по крайней мере в публичном пространстве, деньги федеральные продолжают закапываться, тогда как частный инвестор, судя по всему, разумно затаился.

Видимо, стратегия привлечения инвестиций в регион сводится к принципу «ноготок увяз – всей птичке пропасть». Действительно, не бросят же новую взлетно-посадочную полосу в чистом поле! Так что никуда не денутся, дадут денег и на дорогу к ней. Все это действительно может сработать, странно только, если это срабатывает постоянно... Для кого тогда все эти бизнес-планы, «программы развития» и т.д.? Что мы все тут обсуждаем, на что рассчитываем?

Нужно во всем этом разобраться, причем максимально конкретно и дотошно, чтобы увидеть перспективу, цель и смысл очередного грандиозного проекта. Мы же с вами собираемся жить здесь, правда? Я, по крайней мере, собираюсь.