Поездка в плацкарте, или Дети – наше будущее
Поездка в плацкартном вагоне по России – это всегда своего рода приключение. Никогда не знаешь, кто еще те пятьдесят человек, которые едут вместе с тобой. В любом случае ты узнаешь много нового о людях, становишься участником интересных встреч.
Во время очередной поездки в Москву билеты брали в последний момент, поэтому остались только верхние боковушки. Если кто не знает, эти места сводят вашу двигательную активность к минимуму. Особенно если ваш сосед снизу складывает столик и ложится спать. Все, что остается, это заниматься своими делами на верхней полке. А если у вас нет планшета или смартфона, а зарядка у плеера села – развлекать себя наблюдением за окружающими или общением с ними.
В этот раз я стал свидетелем встречи учительницы и бывшей ученицы. Учитель – женщина преклонных лет – ехала к детям в Москву, ученица – женщина с дочкой-второклассницей – возвращалась от родителей. В Москве ее ожидала пересадка на аэроэкспресс в Домодедово и самолет во Францию, где она теперь живет со своим мужем.
Женщина окончила школу в Энгельсе двадцать лет назад, но узнала своего учителя.
– Вы химию очень хорошо вели. Вот вас и запомнила, – призналась бывшая ученица.
– Спасибо. Очень приятно, что после стольких лет меня еще помнят, – растрогалась пожилая учительница.
В такие моменты кажется, что мир сжимается до размеров вагона, где такая встреча только и возможна. Но настоящим открытием в этой поездке для меня стала молодежь. Это группа школьников старших классов, которые заняли три соседних купе плацкартного вагона.
Когда в течение долгого времени общаешься в основном с ровесниками и людьми старше тебя, подобное погружение в подростковую среду на четырнадцать часов сродни холодному душу. Детки опровергли все сложившиеся у меня стереотипы о поколении Pepsi, Y, Next или как там оно называется.
Во-первых, они очень умны. Они готовы обсуждать буквально все – от разновидностей анимэ до принципа суперпозиции. Иногда даже возникало желание обратиться к ним за некоторыми разъяснениями по поводу нолановского «Интерстеллара». Уверен, им есть что сказать о пятимерном пространстве и черных дырах.
Во-вторых, они начитаны. Книги наравне с планшетами гармонично уживаются в их времяпрепровождении. Они обсуждают Джека Лондона и Эдгара Алана По. Ожесточенные споры у них вызывают произведения Джоан Роулинг. Полчаса они спорили об абсурдности использования машины времени в «Гарри Поттере». Их очень возмущало то, что Гермиона использовала ее, чтобы не опоздать на занятия, но не спасти, например, родителей Гарри.
В-третьих, они талантливы. Впервые выдалось послушать «Lemon Tree» Fool's Garden в живом детском исполнении под гитару. На весь вагон хором раздавалось:
I wonder how, I wonder why
Yesterday you told me 'bout the blue blue sky
And all that I can see is just a yellow lemon tree...
После замечания сопровождающего, попросившего их вести себя потише, они тихонечко затянули «Lonely Day» System of a Down:
Such a lonely day
And it's mine
The most loneliest day of my life.
А в это время в соседнем купе девочка блестяще декламировала стихи, прерываемые только аплодисментами слушателей.
А еще они очень азартны. Таких ожесточенных баталий в «Манчкин» мне еще не доводилось видеть. Договоры и сговоры, подставы и проклятья, шмотки и броники, бродячие твари и полукровки – и еще десятки труднопроизносимых терминов. Они играли так азартно, что я даже подумывал присоединиться, тем более что один из игроков уже почти достиг двадцатого уровня, а я, кажется, начал понимать преимущества эльфов и хафлингов над орками и людьми, но тут выключили свет.
В общем, представление о школьниках как глуповатых маменькиных сынках, ковыряющихся в своих смартфонах с тачскринами и лайкающих все подряд, или дерзких гопниках, попивающих пиво в подворотнях и пугающих тебя просьбой дать сигарету, исправилось в лучшую сторону. С детьми умными и талантливыми, хоть и с кучей тараканов в голове, будущее у нас определенно есть.
Неплохо, кстати, было бы заставить чиновников и депутатов всех уровней хотя бы раз в год ездить на поезде в плацкартном вагоне. Вместе пить чай на боковушках, постоять в утренней или вечерней очереди в туалет. Глядишь, и стали бы чуть ближе к людям.