Унесенные «Вешними водами»

Оценить
Слухи и сплетни расползались по городу. Одни – прочили разгромный провал, другие – обещали грандиозный успех. Никто из них постановку не видел, а непосредственно относящиеся к подготовке мировой премьеры – молчали и загадочно переглядывались.

Не помню, чтобы до «Вешних вод» в преддверии новых театральных постановок было столько обсуждений и разговоров. Весть о предстоящей мировой премьере в рамках очередного Собиновского музыкального фестиваля вихрем пронеслась и вскружила головы театральной и приближенной к ней общественности. Слухи и сплетни расползались по городу. Одни – прочили разгромный провал, другие – обещали грандиозный успех. Никто из них постановку не видел, а непосредственно относящиеся к подготовке мировой премьеры – молчали и загадочно переглядывались.

И вот, премьера состоялась. 

Вешние воды

Первые в мире

Как можно рассказать в движении самую что ни на есть банальную историю любви, тем более что подобные сюжеты уже «обтанцовывались» и не раз? «Вешние воды» –  это своего рода история любви и предательства, измены – осознанной и саморазъедающей, приводящей к несчастливости всех действующих лиц. Чем не «Лебединое озеро»  или «Жизель», где главные герои также нарушают клятву любви, разрушая вместе со своей судьбы других людей?! Разница лишь во времени: те два балета уже стали классикой, и их сюжетная линия воспринимается нами как грустная, но в то же время красивая романтическая сказка. Балет же Кобекина и Симонова написан для зрителей нового формата – искушенных не только информационной насыщенностью, но и музыкальным  и сюжетным разнообразием. Разве можно кого-то сегодня удивить историей адюльтера? Даже не удивить, а зацепить  –  ведь именно этого хочет добиться от зрителя любой театральный деятель.

Как станцевать Тургенева, у которого то и дело по тексту разбросано множество нюансов, чувственных переживаний и самопоедающих размышлений?  Как ногами можно изобразить будоражащие душу воспоминания, а в движении рук понять метания героев?..  Как в два часа уложить 44 главы романа длиною в одну целую жизнь, наполненную счастьем и страданиями одновременно?

С этими вопросами почти тысяча зрителей пришла 23 мая 2018 года на мировую премьеру. И на их глазах вершилась история. Не просто история саратовского театра оперы или история балетной труппы и ее руководителя, хореографа, постановщика, а – ни много ни мало – история мировой культуры. Ведь балет «Вешние воды» – это уникальная постановка, которую до саратовской премьеры никто не знал и не слышал: авторская музыка, авторская хореография, авторская сценография, авторское исполнение…  

Дело рук пермской школы

Что сразу порадовало, так это имена солистов. Алексей Михеев – звезда первой величины не только в стенах родного театра. Он даст фору многим столичным премьерам. Красив, молод, силен, прыгает легко, точку держит, партнерш не роняет… Ротберт, Зигфрид, Принц, Щелкунчик, Базиль -  хорош в любом образе. С Дмитрием Саниным из тургеневских «Вешних вод» получилось тоже стопроцентное попадание. Артист порадовал и драматическим мастерством: влюбленность, страх, разочарование, сожаление – танцор выражал не только с помощью движений и пластики, но и мимикой, что для саратовского оперного – большая редкость.

Нечасто увидишь на нашей сцене и мягкие, нежные, плавные движения руками. По мне, руки – самый главный атрибут у балерин. Не ноги, а именно руки. Ногами можно делать невероятно сложные па, поражая зрителя техникой, но вот душу и образ можно передать именно руками. Так вот такими волшебными руками обладает солистка саратовского театра Кристина Кочетова. Видимо, ее руки были «сделаны» в Пермском хореографическом колледже, который она окончила, потому что среди саратовских танцовщиц она сильно выделялась.

Вешние воды

Надо сказать, Кочетова незаслуженно долго сидела на «скамье запасных». Не давали ей главных ролей, как бы много в прессе не писали о ее незаурядном таланте. Но в этом году удача улыбнулась Кристине, и ее ввели на главные партии в «Щелкунчика», «Спящую красавицу», «Золушку». А после «Вешних вод» ее имя будет записано в качестве первой исполнительницы Джеммы в мире. Уже сейчас можно уверенно заявить, что она эту честь вполне оправдала. В саратовской балетной труппе нет другой артистки, кто мы мог станцевать эту партию – где надо порхать, летать, прыгать и зависать в воздухе и даже на руках партнера, где на высоте под два метра исполнять акробатические трюки, которые, наверняка имеют в балете свои названия. Но дело не только лишь в технике исполнения. В «Вешних водах» Кристина раскрыла и свой драматический талант, сыграв одинаково достойно и девочку-припевочку – юную, легкую, беззаботную, смешливую, и женщину-мать – строгую, недоступную, самодостаточную, гордую и решительную.

Кто лучше?

Справедливости ради хочу отметить, что и саратовской балетной школе есть, чем гордиться. Был момент, когда на сцене синхронно танцуют мать и дочь - в исполнении Веры Шариповой и Кристины Кочетовой. Несколько секунд, несколько движений, вихрей, но каких! И вот, сравнивая двух танцовщиц, понимаешь, что Вера Шарипова – звезда первой величины. Красивая, резкая, техничная… Браво!

А вот еще одна главная героиня балета Мария Полозова в исполнении Татьяны Князюковой не смогла впечатлить. Партия соблазнительницы ей не удалась. Образ не доделан, не выверен, не слеплен. От истории с соблазном тут только потрясающе сверкающее платье… Словами Станиславского:  Ну не верю! Не верю, что Санин мог променять свою Джемму на Полозову! На мать Джеммы еще куда не шло (та, кстати, старалась понравиться – хоть и не по сценарию, но чисто по-женски, видимо), но только не на Марию.

Вешние воды

Эффект «Титаника»

Говоря о сцене соблазнения, нельзя не упомянуть очень красивый момент: когда Санин бросает на пути девушки стулья, а та преодолевает их в стиле Терминатора. Хорошая режиссерская находка, красивая и очень кинематографичная.

Впрочем, было еще два момента в духе хорошего кино.

После своих донжуанских похождений Санин остается один – садится на диван, который начинает крутиться, и тут же на сцене появляется еще один такой же диван, но на нем к нам разворачивается уже не Санин, а Джемма. И не одна - с мужем, с детьми: все в черном, чинные, строгие. Сначала кажется, что это то счастье, которое потерял Санин (ведь не случись в его жизни семьи Полозовых, он бы сидел на месте этого черноволосого мужчины рядом с прекрасной женой), но, вспоминая роман Тургенева, понимаешь, что таким образом режиссер постановки переносит нас в нынешнюю жизнь Джеммы – семейную жизнь, полную хлопот, но несчастливую, безрадостную (узнав, что Санин завел новый роман, Джемма, спасая семью от разорения, выходит замуж и уезжает в Америку)…  

Вешние воды

Третья находка режиссера, достойная отдельного о ней упоминания – это эпизод с воспоминаниями. Санин один, все на том же красном диване, он удручен, одинок, несчастен, нелюбим и апатичен, но вдруг, на сцену влетает его первая любовь – снова в белом, снова смеющаяся, снова легкая и невесомая! Оживает музыка, оживает город, на каток высыпают люди, с неба падает серебристый снег, и все счастливы. От столь резкого контраста и взрыва музыки мурашки бегут по коже. Это как в «Титанике», где влюбленные герои Камерона стоят на корме под песню Селин Дион – так же красиво, трогательно и обреченно.

Раз, два, эшапе!

Нельзя не упомянуть о хореографии. На счету Кирилла Симонова в Саратове уже пять спектаклей: «Дон Кихот», «Раймонда», «Сон в летнюю ночь», «Стальной скок», «Super Золушка» – все яркие, динамичные, интересные – словно глоток свежего воздуха в саратовском театральном мире. «Воды» стали шестым. Не могу сказать, что этот блин стал комом. Но и не профессионалу видно, что, сделав акцент на сложные партии главных действующих лиц, с кордебалетом Симонов решил не заморачиваться.

Танец массовки напоминает балетный кружок какого-нибудь «дворца пионеров». Бог с ним, с синхронностью (она отсутствовала), не будем сильно переживать за прозрачные сорочки, в которых танцевали девушки, но движения… Создалось впечатление, что каждый выход на сцену кордебалет танцевал одно и то же: незатейливые схемы, начинавшиеся с эшапе (это такой прыжок из II  в V позицию). Один раз меня резануло это движение, второй, третий - какое-то оно примитивное, банальное и невыразительное. Возможно, это такое своеобразный рефрен хореографической композиции, но что-то я не припомню, чтобы в том же «Дон Кихоте» было что-то так назойливо повторяющееся.

Вешние воды

Оговорюсь: так как в целом, балет мне понравился, этот факт я объяснила себе тем, что хореограф ставил на труппу ту композицию движений, какую они могут исполнить в силу своей технической подготовки. А вот танец Вешних вод получился удачным. По крайней мере, в похожих на цыганские костюмах и с распущенными волосами ушел эффект асинхронности, и сразу как-то в моих глазах кордебалет реабилитировался.

Вешние воды

Впрочем, может быть, такое впечатление удачного стечения обстоятельств сложилось от музыки. Вот что-что, а музыка Владимира Кобекина и ее исполнение симфоническим оркестром под управлением Юрия Кочнева передала движение весенней воды, игру гормонов и чувств – превосходно! Маэстро, браво!

Prêt-à-porter & HauteCouture

Ну и напоследок, о работе художников. Екатерину Злую и Александра Барменкова привел в команду Кирилл Симонов. Молодые и амбициозные они привезли на согласование свой проект и… за полчаса до его сдачи кардинально все поменяли. Нам уже не узнать, что было в том, первоначальном, варианте, но итог заслуживает похвалы. Черный фон, разбитые стекла и проросшие сквозь них тоже черные, будто обуглившиеся, ветви деревьев, как нельзя лучше передают тот внутренний тургеневский посыл. В противовес декорациям – костюмы: легкие, воздушные. Они более современные, чем предполагает первоисточник. Санин в постановке – своеобразный лондонский денди, женские платья – образцы Высокой Моды. Впечатлили образы новой семьи Джеммы: дети и муж – словно с обложки модного журнала. При этом в первом действии преобладает белый цвет, через который передается ощущение влюбленности и счастья, во втором - в ход пошли цвета, ассоциирующиеся с изменой предательством – черные наряды, шляпки в виде рогов, ярко-красный диван.

Вешние воды

P.S.

Подводя черту, хочется отметить, что слухи и сплетни сделали свое дело – на премьере в Саратовском академическом театре оперы балета не было ни одного свободного места. Конечно, каждый зритель найдет в балете свои плюсы и минусы, не обойдется и без критики: не все движения отточены, не все еще вжились в роли, - но все это дело времени. Впереди лето, а следом, будем надеяться, и новый сезон, где саратовцы вновь смогут увидеть классическую историю любви в новом обличии.