Между палкой и галкой

Оценить
Придумалось мне тут на днях одно не слишком приятное на слух словечко, призванное обозначить главные цели, так сказать, внегосударственной журналистики, – «депиаризация».

Придумалось мне тут на днях одно не слишком приятное на слух словечко, призванное обозначить главные цели, так сказать, внегосударственной журналистики, – «депиаризация».

Действительно, для многих внимательных наблюдателей давно уже стало очевидным, что в ежедневном потоке мероприятий, инициированных властными органами разных ветвей и уровней пресловутой вертикали, подавляющее большинство событий интерпретируется исключительно сквозь призму пиарско-пропагандистских задач, и любая попытка «попробовать» эти события на вкус обычного здравого смысла немедленно раскрывает их почти пелевинскую пустоту и бессмысленность.

Вообще, со словом «пиар», попавшем на отечественную ментально-языковую почву, произошла странная метаморфоза, как будто добавление рычащего согласного на конце спровоцировало генетическую мутацию его исходного смысла. Если в столь ненавистных нашему сердцу развитых цивилизациях это слово означает, попросту говоря, выпячивание достоинств и достижений, то в нашей практике его смысл оборачивается некоторым процессом замещения, когда сама деятельность заменяется убедительной, трескучей и приятной глазу профанацией (сюда просится все объясняющий искусствоведческий термин «симулякр», но по отношению к чиновничьим стараниям он звучит уж слишком обидно).

Именно по такому принципу разного рода Дни города вытесняют у нас элементарную работу по благоустройству того самого города, фестивали науки – саму науку, конкурсы младокарьеристов типа «Лидер года» – реальную политическую конкуренцию, а могучее громыханье Дней Победы – решение проблем пенсионного обеспечения тех, кто безропотно тянул лямку в годы советских пятилеток.

Какой смысл имела, например, всесаратовская акция по посвящению первокурсников в студенты, на которой сотни молодых людей вынуждены были под открытым небом стадиона «Локомотив» в течение 3-4 часов морозить свои органы, больше полезные для будущей детородной деятельности (и, кстати, для улучшения демографических показателей)? Может быть, губернатор Радаев возомнил себя старшиной древнего рода и решил провести коллективную инициацию? Навряд ли. Скорее всего, смысл всего этого масштабного действа, сопровождавшегося чудовищными пробками в радиусе не меньше километра от эпицентра, заключался лишь в том, что какой-то хитромудрый чиновник нарисовал жирную галочку в серьезной таблице под названием «План мероприятий» и удостоился одобрительного кивка на каком-нибудь ближайшем совещании.

Иными словами, наше общество, которое на чиновничьем сленге принято называть «населением», оказывается просто-напросто заложником элементарного бюрократического бумагооборота, в котором «План мероприятий» сменяется «Отчетом о проделанной работе», а главной единицей смысла является та самая галочка, венчающая многотрудную работу госслужащего. То есть помимо давно известной палочной системы органов внутренних дел мы приобрели еще и галочную систему функционирования всех остальных органов.

И понятно, что без жесткой журналистской «депиаризации» здесь уже не обойтись.