Горе от ума

Оценить
Создается впечатление, что, когда сейчас какого-либо человека, имеющего мнение, отличающееся от мнения большинства, называют странноватым, а то и вовсе клеймят предателем, его ненавидят не за то, что он думает по-другому. Он раздражает обличающих тем, что вообще смеет думать.

Вы никогда не задумывались, насколько невыгодно в нашем обществе быть умным? Я сейчас не о практическом уме – как сэкономить на оплате коммунальных услуг или как подмазаться к начальству, чтобы получить местечко потеплее. Я имею в виду именно способность размышлять, сравнивать разную информацию и составлять свое собственное мнение.

Насколько глубоко подобное отношение засело в наших людях, становится понятно, когда вспоминаешь, что «умный» – одно из самых популярных... ругательств. «Умный какой нашелся! Больше всех надо?». «Ты чего, самый умный, что ли?». Ну, то есть сиди в болоте и не вякай.

Хотя бы такая деталь. Сколько людей искренне считает артистов, писателей и художников дармоедами, потому что даже не задумывается, что в этой сфере тоже есть бездельники и симулянты, а есть пахари и трудяги? А задумываться им и в голову не приходит, потому что понятно же, что настоящая работа – это только за станком или в шахте, а здесь так – чего-то накарябал или песенку спел. «Так это и я тоже пою, когда выпью, а работаешь-то ты где?» – спросил извозчик Федора Шаляпина.

Помню удивление пенсионера, всю жизнь проработавшего на заводе, когда в разговоре со мной лет этак пятнадцать назад он узнал, что музыканты-духовики уходят на пенсию досрочно. Потому что игра на духовых инструментах подразумевает серьезные нагрузки на организм, и едва ли не самое безобидное, что можно заработать в этой профессии – это, извините, геморрой. А уж болезни легких, проблемы с сосудами, инфаркты, гипертония и инсульты в 40-50 лет – обычное дело. «А я думал – чего им там работать, сидят себе, дудят и все».

И на случай, если кто-то из таких вот людей прочитает этот текст: я глубоко уважаю труд и шахтеров, и рабочих. Я вообще уважаю любой честный труд и считаю, что, в какой бы сфере человек ни работал, качественно сделанная работа должна нормально оплачиваться. Пример этого «противостояния» я привел только потому, что, как мне кажется, здесь лучше всего видно, с каким пренебрежением у многих принято относиться к тем, кто умеет самостоятельно работать головой.

Знаменитая цитата из фильма «Берегись автомобиля»: «Насколько проникновеннее играла бы Ермолова вечером в театре, если бы днем она стояла у станка». Вы не замечали, что изречение далеко не у всех вызывает улыбку? Я сам наблюдал несколько случаев, когда, услышав эту или подобную фразу, человек горячо соглашался и недоумевал, почему другие смеются. Мол, действительно, вечером актер в спектакле, а чего он до этого-то весь день ваньку валяет, работать надо.

Сюда же – и встречающееся до сих пор недовольство родителей, когда их чадо объявляет, что хочет стать артистом/художником/ученым: «Это что, на сцене плясать/бумажки перебирать всю жизнь? Займись лучше делом каким-нибудь!». Впрочем, это может касаться любой ситуации, когда ребенок не хочет следовать пути, который еще до его рождения придумали родители, и смеет желать чего-то своего.

Или недавно промелькнувшая в Сети история пассажира самолета, сын которого весь полет читал книгу. В отличие от дочки его соседки, которая прыгала по креслам, приставала к другим пассажирам и вообще все время перелета не давала покоя всему салону. И вместо того, чтобы одернуть свою дочурку (не говоря уже о том, чтобы научить ее в младшем школьном возрасте вести себя в публичных местах с уважением к окружающим), эта самая соседка при выходе прокомментировала: «Воспитал дебила! Вместо того, чтобы беситься, как нормальные дети, твой читает сидит, как дурак».

Не престижно читать. Не модно размышлять самому о чем бы то ни было. Стыдно интересоваться искусством глубже, чем репертуар Первого канала или ФМ-радиостанций. Сколько раз приходилось слышать фразы «На фига мне этот концерт, у меня его песни в телефоне есть» или «Чё ты там все читаешь, делать нечего? Смотри вон, какой я прикол на стену запостил!».

И можно, конечно, сказать, что так в разной степени было всегда, и то, что сейчас считается классикой, во времена своего появления было примерно тем же, чем современные ток-шоу и различные «Субботние вечера» по ТВ для наших современников, и что не могут все вокруг быть выдающимися интеллектуалами... Конечно, не могут. И не надо – с ума сойдешь от такого единообразия. Проблема в другом – в отсутствии уважения к тому, кто живет иначе, чем ты. Любит другое. Занимается другим делом. Не принадлежит однозначно к «своим» или «чужим», а держится сам по себе, со своими взглядами.

И создается впечатление, что, когда сейчас какого-либо человека, имеющего мнение, отличающееся от мнения большинства, называют странноватым, а то и вовсе клеймят предателем, его ненавидят не за то, что он думает по-другому. Он раздражает обличающих тем, что вообще смеет думать. Хоть как-нибудь. Тебе же сказали, какого мнения нужно придерживаться – нет, видите ли, он хочет знать, почему. Умный нашелся.

Что это за вирус покорного безмыслия, поразивший нас? Недавно в одной из заметок встретил такое объяснение: мол, чего вы хотите от народа, которому еще больше тысячи лет назад навязали чуждую им до этого момента религию, а он покорно повиновался – неужели за несколько столетий что-то могло измениться? Что ж, я не историк и не могу судить, насколько эта теория верна, однако вот это стремление «быть как все вокруг» или «как скажут» просто потрясает.

Я уже писал как-то о нашей внутренней незрелости как о причине неготовности к свободе. Так ведь и это стремление «в толпу» характерно скорее для подростков. Именно в этот период часто возникает желание примкнуть к авторитетной компании, принадлежность к которой вроде бы как автоматически дает авторитет тебе самому. И за шквалом бушующих подростковых эмоций незаметно, что авторитет этот есть только в глазах самих членов компании (да еще, быть может, нескольких запуганных ей младшеклассников), а окружающий мир, которому «бросается вызов», на этот самый вызов обращает еще меньше внимания, чем взрослый человек на укус комара – там есть заботы и поважнее.

Меня всегда занимал один вопрос: нам постоянно твердят, что то, что мы видим и слышим по радио и ТВ – фильмы, передачи, песни, – это выбор большинства людей. И стало быть, именно поэтому все это и крутится в эфире. С другой стороны, я много раз в жизни встречал людей, которые меняли свои вкусы в пользу музыки, не звучащей в нашем эфире вообще. Просто потому, что до этого они не подозревали, что такое в принципе существует. И вот интересный вопрос: что же все-таки первично в этом случае – спрос или предложение? Не будет спроса – не будет и предложения, понятно, но как может возникнуть спрос на явления, о существовании которых люди еще не знают? Так и не дай Бог еще узнают – вдруг сравнивать начнут, а это ж значит, что могут начать и думать...

Повторюсь: логика тех, кто «сверху», понятна – бездумным стадом гораздо легче управлять, чем даже небольшим количеством самостоятельно размышляющих. Никак не могу понять другого: нам-то что за удовольствие постоянно отказываться от возможности собственного выбора и постоянно пытаться лишать этой возможности других? Неужели настолько боимся ответственности, что готовы покорно деградировать все сильнее и сильнее, лишь бы только не дали что-то решать самим?