Боинг раздора

Оценить
Ну вот мы и дождались первых данных от Международной организации гражданской авиации (ИКАО), касающихся трагедии с малайзийским Боингом.

Ну вот мы и дождались первых данных от Международной организации гражданской авиации (ИКАО), касающихся трагедии с малазийским Боингом. Чувствуя на себе огромную ответственность и небывалое давление со всех сторон, эксперты решили утолить мировой информационный голод фактами и без того известными. В частности, они сообщили, что самолет развалился в небе из-за внешних повреждений, вызванных попаданием в корпус самолета множественных предметов на высокой скорости (видимо, осколочная ракета). Ничего не дала и публикация переговоров пилотов с радарами аэропортов в Донецке и Ростове. Если переводить всю их «профессиональщину» на человеческий язык, то получается, что украинский и российский диспетчеры ведут самолет в приграничной территории, а после его исчезновения с экрана выспрашивают друг у друга, что случилось и продолжают выкрикивать в эфир позывные малайзийцев. Никто из них не сообщает об имеющихся на радаре военных самолетах, никто не говорит о странных действиях экипажа, ни один из «хозяев неба» не сообщает о приближении Борта №1 Российской Федерации и тому подобном. Как вы видите, в предварительных выводах комиссии нет никаких домыслов или обвинений. Голые факты. Положа руку на сердце, можно с уверенностью говорить, что представленные материалы совершенно бесполезны и указать истинных виновников случившегося не могут.

Несмотря на очевидную скудность и обезличенность отчета наша страна в очередной раз погрузилась в псевдопатриотическую истерию. Потребители отечественных теленовостей с пеной у рта начали опровергать даже те высказывания комиссии, которых не существует в принципе.

Привыкшие к отечественной коррупции граждане уже сейчас записали всех экспертов ИКАО в число «продавшихся Америке», «продавшихся Украине» и даже «продавшихся мировому заговору масонов» (памятуя о шизофренической версии с несвежими трупами в самолете). «Вот если бы наши эксперты проводили расследование, они бы за неделю все установили» и так далее. Вот про «наших экспертов» давайте и поговорим.

Ну, для начала разберемся, что же такое Международный авиационный комитет (МАК)? Тут все довольно просто. После развала Союза, и в связи с огромным количеством советских самолетов, оставшихся в республиках, так стал называться Госавианадзор СССР, продолживший расследование происшествий теперь уже на территории СНГ. Руководит данной структурой доктор технических наук, профессор Татьяна Анодина, которая, по своей сути, является чуть ли не дипломатическим работником – полностью избавлена от ответственности за допущенные в ходе работы нарушения. Она же совершенно случайно (а в нашей стране всегда так) приходится матерью Александру Плешакову, основателю авиакомпании «ТрансАэро», а ее невестка Ольга Плешакова в этой же авиакомпании занимает должность генерального директора. Как я понимаю, все проверки в данном предприятии проходят в атмосфере домашнего уюта.

Деятельность комиссии не раз становилась поводом для скандалов и подозрений. Так, в 2000 году через несколько секунд после взлета разбился самолет компании «Вологодское авиапредприятие». На борту этого самолета было всего четыре пассажира: бизнесмен Зия Бажаев с помощниками и известный журналист Артем Боровик. Выводы экспертов сошлись на версии «обледенение», однако до сих пор открыто обсуждается версия о преднамеренном убийстве пассажиров путем подмешивания в топливо посторонних жидкостей.

Основной же поток критики льется на МАК со стороны авиакомпаний и родственников погибших. Все они в один голос обвиняют комиссию в стремлении «списать все на мертвых». Авиакомпания «Сибирь» после заявления, что ее пилоты убили в Иркутске 125 человек, и создания негативного имиджа в СМИ была вынуждена переименоваться в «S7 Airlines» и полностью перекрасить самолеты из бело-синего в зеленый цвет. С комитетом пытались судится родственники пилотов разбившегося в Ярославле Як-42 (того самого, что унес жизни местной хоккейной команды), но опять же безрезультатно.

Самая же громкая трагедия, списанная подопечными Татьяны Анодиной на экипаж, стала гибель под Смоленском президента Польши Леха Качиньского. Расследование пришло к абсолютно разным выводам. МАК настаивала на вине командира воздушного судна, в то время как польские эксперты указывали на ущербность принимающего аэропорта и ошибку диспетчера, резонно предполагая, что пилот главного борта страны не настолько глуп, чтобы гибнуть из-за обычного тумана.

Объективности ради стоит сказать, что критике не раз подвергалась и ИКАО. Так, в 1999 году над Атлантикой произошло крушение Боинга египетских авиалиний, совершавшего рейс Нью-Йорк – Каир. Из найденных «черных ящиков» эксперты установили, что второй пилот Гамил Батутти, дождавшись, пока командир выйдет из кабины, направил нос самолета вниз, отключил все двигатели и до самой смерти повторял фразу: «Я полагаюсь на Аллаха». Арабской стороне эта версия не понравилась, и проведя собственное расследование, египтяне установили, что самолет был неисправен, в результате чего отключились все двигатели, штурвал заклинило в положении «от себя», а религиозные выкрики пилота нужно расценивать как воззвание к высшим силам за помощью.

Ну и напоследок про «наши бы за неделю все установили». Помните ноябрь прошлого года? Сомневаюсь. А ведь именно в ноябре 2013-го в аэропорту Казани разбился Боинг 737 авиакомпании «Татарстан». И где же официальные результаты расследования? Обратившись к сайту МАК мы узнаем, что последняя запись о происшествии датируется 29 ноября 2013 года, в ней экспертная группа рекомендует провести занятия с летным составом, эксплуатирующим иностранные самолеты. И больше ни слова о катастрофе, унесшей жизни 50 человек.

Как видите, любой результат расследования трагедии под Донецком найдет своих сторонников и противников. Любой результат заставит противоположную сторону кричать про подкуп и заговор. Для того, чтобы назначить виновных через час после трагедии, большого ума не нужно. Для того, чтобы строить истерические теории заговоров из цикла «ВСЕ ПРОТИВ НАС», ума не нужно вообще. Давайте подождем.