Туристская тишина

Оценить
Пока губернатор Валерий Радаев пытается доказать, что ершовская грязь ничуть не хуже сочинской, я решил не отставать от тренда «отдыхай в России» и отправился на Байкал автостопом.

Пока губернатор Валерий Радаев пытается доказать, что ершовская грязь ничуть не хуже сочинской, я решил не отставать от тренда «отдыхай в России» и отправился на Байкал автостопом. Путешествуя таким способом, много общаешься с людьми и невольно оказываешься в курсе того, кто, куда и зачем едет. Так вот, во время поездки я заметил преинтереснейшую тенденцию – чем дальше я удалялся от Саратова, тем больше встречал туристов. За десять дней мы проехали почти 6 тысяч километров на 47 машинах, пересекли более десяти регионов страны, в том числе расположенную под Екатеринбургом границу между Европой и Азией.

Эта граница воплощает собой пример того, как можно использовать туристические ресурсы. На Урале есть более десятка памятников, обозначающих место, где проходит эта граница, но только один из них считается верным. Он установлен на самом высоком месте Сибирского тракта – на склоне горы Березовой. Его местоположение было научно подтверждено русским географом и историком Николаем Татищевым, который обосновал это тем, что до Уральского хребта реки текут сверху вниз, а после – снизу вверх. Сейчас этот памятник находится в аварийном состоянии и огражден от публики специальными лентами, так как его облицовка может испорить прическу или головной убор фотографирующихся рядом с ним туристов. Меня приятно удивило то, что вокруг стелы организован целый парк с фонарями, асфальтированными дорожками и скамейками, есть места для парковки и урны для мусора. Как говорится, все для людей.

В саратовском правительстве проблески развития в этом вопросе заканчиваются там же, где и начались – на совещаниях, посвященных развитию туризма. Как только очередное совещание закончилось и все пафосные речи о том, как можно развивать туризм в нашей области, сказаны, от слов, судя по всему, никто не переходит к действиям. Как минимум потому, что на следующем совещании все эти речи повторяются, а статистика посещения региона туристами не меняется в лучшую сторону. То ли у нас руководство области не обладает таким авторитетом, что его не считают нужным слушаться, то ли подчиненные настолько нерадивы, что не могут справиться даже с его простыми пожеланиями.

Например, как выдал Валерий Васильевич на одном из совещаний, там, где нет дорог, вместо того, чтобы их строить, давайте, мол, возить туристов на внедорожниках. Ага. А там, где нет гостиниц, селить в шалашах или палатках.

На острове Ольхон, который находится в центре Байкала, между тем, предложение Радаева уже реализовано: до самой крайней северной точки острова – мыса Хобой – можно добраться только на «уазике». Местные жители говорят, что дороги там строить нерентабельно – за год они превращаются в «японское шоссе» – «тояматоканава». Когда вспоминаешь саратовские дороги, думается, скоро все жители нашей области пересядут на внедорожники.

Зато в Хужире – самом крупном населенном пункте Ольхона, куда электричество провели всего несколько лет назад, – сувенирные лавки и гостиницы теперь на каждом шагу. Судя по ценам, которые норовят отхватить тебе ногу, этот бизнес приносит немалый доход. Например, прокатиться на катере вдоль побережья Байкала стоит около полутора тысяч рублей, проехаться на том же «уазике»-буханке до мыса Хобой – 700 рублей. Добрый водитель-бурят при этом бесплатно накормит вас бузами (национальная бурятская еда, разновидность мантов. – Авт.). Еще со школы известно – спрос рождает предложение, то бишь если цены находятся на таком уровне – значит, среднестатистический турист готов платить эти деньги.

Еще одна интересная тенденция – большинство отдыхающих на Байкале людей – вовсе не жители Иркутской области и близлежащих регионов, а иностранцы. В самом знаменитом хостеле в Хужире, по моим подсчетам, около 80-90% постояльцев приехали из-за границы. Перед тем как ехать на остров, в иркутском хостеле я познакомился с тайцами и китаянкой, которые тоже собирались на Ольхон. Хостелы – еще один показатель, по которому можно оценить привлекательность города для туристов. В Иркутске, где живет около 600 тысяч человек, согласно порталу booking.com, их больше 20, в Саратове, численность населения которого приближается к миллиону, их всего два.

Так в чем же разница между Иркутском и Саратовом, Байкалом и Волгой? Почему туда едут толпы народа, а к нам пока единицы? Несмотря на то, что я люблю свою малую родину, вынужден признать, что в других регионах России, которые мы посетили, сфера туризма развита гораздо лучше, чем в Саратовской области.

И дело скорее не в инфраструктуре, как любят говорить наши чиновники, то есть не в дорогах и гостиницах, которых у нас нет. Мне кажется, мы даже по сравнению с ближайшими соседями не используем те ресурсы, что у нас имеются. Что в лермонтовских Тарханах, расположенных в Пензенской области, что в Кунгурской ледяной пещере, которая находится под Пермью, сервис, а главное – реклама и информационная составляющая – находятся на качественно ином уровне, чем у нас.

Чего-чего, а точек для интереса на карте нашей области хватает. Это не только место приземления Гагарина или Хвалынский горнолыжный курорт, но и Утес Степана Разина, Кудеярова пещера и мельница в селе Лох, старинная архитектура Вольска, восстанавливающаяся лютеранская церковь в селе Зоркино Марксовского района, страусиная ферма в Лысогорском районе, наконец, музей «Дом со львом» в селе Поповка под Хвалынском, продвижением которого вместо правительства Саратовской области занимается питерская аспирантка. Мало? У других регионов и этого нет, а туризм почему-то процветает. Так может, все дело в том, что о наших достопримечательностях никто не знает?

Посмотреть фоторепортаж о поездке на Байкал можно тут.