Новый старый поворот

Оценить
Ну,все уже в курсе, да? «Макаревич за американские деньги спел в разрушенном Славянске перед фашистами-карателями, которые убивали детей и разрушали город. Фашист, мразь, предатель, казнить, предать анафеме». Это я недавно в очереди подслушал на рынке. Правда, пел он не в Славянске, а в Святогорске, и вообще-то перед беженцами – женщинами и детьми.

Ну, все уже в курсе, да? «Макаревич за американские деньги спел в разрушенном Славянске перед фашистами-карателями, которые убивали детей и разрушали город. Фашист, мразь, предатель, казнить, предать анафеме». Это я недавно в очереди подслушал на рынке. А позже в интернете прочитал. Правда, потом выяснилось, что пел он не в Славянске, а в Святогорске, и не перед террористами, а перед беженцами, чей лагерь там и обосновался и среди которых преобладали женщины с детьми. Но неважно – все равно предатель и негодяй, казнить, нельзя помиловать (где-то в недрах фейсбука в комментариях и фото оттуда не признали, точнее, скриншот с видео, где запечатлена публика – как раз те радующиеся дети. Наверно, Макаревич сам ночью кропотливо подклеил туда их изображение).

Действительно, Андрей Вадимович, как не стыдно, ай-яй-яй. Нет чтобы, понимаешь, на проправительственном митинге, под флагом партии спеть одобренную заранее песню, сказать правильные слова о поднимающейся с колен стране. Нет же – перед беженцами. И понеслось. «Фашист, мразь, предатель», а те, кто его «оправдывают» (в каких таких страшных преступлениях, интересно? Нет, вот правда, если отбросить плакатные вопли о фашизме и предательстве – конкретно за какой поступок он должен оправдываться и перед кем?) – «предательские твари». Последний перл принадлежит философскому уму профессора Дугина. Комментировать его и прочих авторов подобных высказываний я не берусь – на это есть свои специалисты, а у меня другое образование. Но беда в том, что это не отдельные выкрики. Впечатление, что эта волна приобрела просто-таки массовый характер.

Если бы дело происходило в советскую эпоху, за этим непременно должны были последовать опубликованные в центральной партийной прессе гневные письма трудящихся о том, что «настоящим советским гражданам глубоко чужды псевдотворческие потуги этого приспешника Запада» и что «узнав о его предательстве самого святого, что может быть в жизни советского человека, мы всем коллективом на внеочередном собрании дружно осудили идеологическую диверсию Макаревича и растоптали его портрет». Сейчас эту роль исполняют комментарии на сайтах, типа «Всю жизнь слушал Макаревича, но после этого выбросил все его диски».

Комментарии эти назойливы (появляются практически под любой статьей о Макаревиче), крикливы (пишутся в стиле именно советских осуждающих лозунгов) и по виду – написаны как под копирку. Ники разные, а как будто один человек писал и копировал с сайта на сайт. Но если представить себе человека, который будет осуждать Макаревича исходя из согласия или несогласия с его гражданской позицией, то это выглядит достаточно комично: на повестке дня – «предательство» Макаревича или кого-то еще – товарищ тут же выбрасывает все его диски из коллекции (или удаляет файлы из компьютера). Через пару лет повестка дня сменится – он тут же бежит в магазин за новыми (или заново скачивает то же самое).

Это я так гипертрофированно представляю себе ситуацию. Если мое представление хотя бы на один процент совпадает с реальностью – жалко мне их, откровенно говоря. Это каким же градусом ненависти надо себя испепелять ежедневно, ненавидя человека только за то, что он думает иначе, чем ты! В принципе, у этого явления есть название. Одно из тех, которое сейчас пытаются приписать как раз Макаревичу.

Недавно я установил себе на смартфон приложение, позволяющее просматривать телеканалы разных стран. Интересуют меня в основном каналы музыкальные, но ради интереса иногда включаю и другие. И – кто-то писал уже на днях в блоге об этом же самом – бросилось в глаза явное различие между нашим телевидением и зарубежным. Различие это бросается в глаза даже тогда, когда из-за языкового барьера не до конца понимаешь, о чем речь. И его не ощущаешь до тех пор, пока после европейских не переключишь на российские федеральные каналы.

Эта отличительная черта – какое-то запредельное количество агрессии. Рекордный объем агрессии, ненависти и отрицательных эмоций, сконцентрированных в секунде телевизионного времени, причем во всех жанрах: новости, сериалы, фильмы, документальные передачи... Убили, ограбили, кругом враги, предатели, фашисты, менты крышуют бандитов, бандиты убивают ментов, чудовищная авто/авиакатастрофа (крупный план: оторванные ноги, окровавленные тела, если у нас ничего не случилось, покажем, как перевернулся автобус где-нибудь в Африке – очень важная новость для России), смотрите завтра: как кровавый маньяк безнаказанно резал людей на куски и держал в страхе всю область, напоминаем: кругом враги-враги-враги, все, кто с нами не согласен хотя бы в мелочах – фашисты и предатели, проявляйте бдительность, а теперь о погоде, всего вам доброго…

Слушайте, ведь от такого наводнения негатива недолго и в психушке оказаться. С манией преследования, например. Хотя я не сторонник довольно популярной еще совсем недавно позиции «я принципиально не смотрю зомбоящик»: считаю, что это так же глупо, как и смотреть все подряд. Есть каналы, по которым практически всегда идут интересные программы, только – вот беда – ни один из них не относится к числу российских федеральных, которые присутствуют в каждом доме.

Однако вернемся к музыкантам. Депутат предложил лишить Макаревича государственных наград. О том, что это в принципе сделать невозможно, уже написали специалисты. Но.  Если мне не изменяет память (если я ошибаюсь – поправьте), это ТОТ ЖЕ ДЕПУТАТ, что «разоблачил» Виктора Цоя, заявив, что он пел песни, написанные в Голливуде по заказу ЦРУ. Так держать, господин депутат! Все – на разоблачение предателей! Только почему всего двоих? Наверняка их гораздо больше. Вот у нас есть еще один широко известный «национал-предатель» – Юрий Шевчук. Его «ДДТ» в 1996 году записывала альбом в Америке. Наверняка он там тогда же и был завербован! Куда смотрит прогрессивная сознательная общественность?

Или вот «Аукцыон». Они, конечно, далеки от политики и никогда вроде бы по этому поводу не высказываются, но периодически записываются с американскими музыкантами. Не настораживает? С чего бы вдруг у американцев такая любовь к российской группе, а? А почему до сих пор никто не поинтересовался у Гребенщикова, губернатора какой именно области он имел в виду в одноименной песне? В общем, простора для депутатской деятельности – море. По спасению неокрепших детских душ, которых потчуют идеологическим ядом западные спецслужбы (которые, чего греха таить, специально для этого и были созданы).

Если же серьезно, то ситуация вокруг становится все печальнее и печальнее. Еще несколько лет назад не только я, но и большинство людей не поверили бы, если бы кто-то сказал, что такое (не буду в сотый раз перечислять все не объяснимые логически запреты и ограничения, свалившиеся на нас за последнее время) возможно. Теперь же чувство удивления уже крайне редко напоминает о себе. Остается лишь надеяться, что эта волна неадекватности рано или поздно схлынет вместе с теми, кто считает себя вправе воспитывать остальных.

И, кстати, насчет музыкантов. У людей самых разных профессий существуют разные взгляды на разные вещи (во всяком случае, очень бы хотелось в это верить). Я не совсем понимаю, почему именно творческие люди вынуждены всю свою сознательную жизнь нести этот крест – звание «учителей» и «духовных вождей» только потому, что какое-то (пусть даже очень большое) количество людей услышали их песни, придумали себе, каким должен быть автор этих песен, и вдохновенно негодуют всякий раз, когда придуманный в голове образ не соответствует реальному человеку. Не приходила ли в эту самую голову мысль, что лирический герой и автор – не одно и то же лицо? Или что у автора твоих любимых песен может быть мнение, отличающееся от твоего?

Нет, конечно. Если я в детстве слушал его песни, а сейчас смотрю новости по федеральным каналам и кумир юности говорит что-то отличающееся от того, что сообщается там, – немедленно клеймить позором. Как учили.

А сам Макаревич… Что Макаревич? Он как был, так и останется. И все, что он уже сделал и продолжает делать, – тоже.

А моськи были всегда, просто в период вседозволенности для них они начинают тявкать громче. Тем более что уже не в первый раз. К «клеймителям» же у меня был бы только один вопрос: вам самим-то не противно? Не жалко времени и сил так от ненависти и бессильной злобы задыхаться? Впрочем, вряд ли они ответили бы честно.