Борьба за сказку. Раунд второй

Оценить
Любители запрещать и направлять перешли со взрослых на детей. Кому-то снова не дают покоя сказки и мультфильмы.

Два года назад, работая еще на другом новостном сайте, я писала статью про закон «О защите детей от информации...» Тогда много было споров, кому он больше осложнит жизнь, о ком в действительности заботится и против кого направлен – родителей, детей или прессы. Авторы закона тогда клятвенно обещали со страниц всех федеральных СМИ, что детские сказки от этого «выкидыша Фемиды» не пострадают. Дескать, будем спасать детей от того, что им действительно в силу возраста либо рано, либо не полезно: от порнографии, насилия, американских боевиков и вечерней программы новостей, которая, бывает, мало чем от них отличается.

Правда, новый закон указывал очень строго, с какого именно возраста можно рассказывать детям, как Добрыня Никитич победил Змея Горыныча. Но едва ли точное время знакомства детей с русскими былинами стала бы дотошно проверять служба опеки.

Теперь, как выяснилось, наши «защитники детей» вошли во вкус и решили двинуться дальше. Объявили «крестовый поход» на «погань американскую» – зарубежные мультфильмы. И вот телеканал 100ТВ демонстрирует нам совершеннолетнего гражданина, который вещает о том, какие сказки для детей стоит оставить, а какие немедленно запретить как пропагандирующие «американский образ жизни». Что это за образ жизни такой, что его пропаганда сравнима с запрещенной последним детозащитным законом пропагандой нетрадиционно ориентированного образа жизни, никто не разъясняет. Наверное, все дело в том, что Дисней, на которого ополчился г-н Петров, родился и творил в США.

Оставим в покое Виктора Петрова. «Коммунисты России», к каковым он принадлежит, организация достаточно одиозная, и атака на детскую литературу в их имидж как раз вписывается. Они же ни одну премьеру отечественного кино не упустили из внимания, не потребовав потом ее запретить. Да и другой герой данной программы, г-н Артюх, глава «Народного собора», недалеко ушел от «коммуниста России» в желании «тащить и не пущать». Пока эти борцы со сказками не сидят в Госдуме, родителям и детям можно их не опасаться. Никакая карающая длань не выключит телевизор с диснеевской «Белоснежкой», которую в передаче не моргнув глазом путают с Дюймовочкой.

Хуже другое – вмешательство в воспитание чужих детей становится среди всевозможных инициаторов и активистов не только нормой, но и хорошим тоном. Вспомним хотя бы недавнюю историю с «непатриотичными» учебниками математики.

То есть, если руководствоваться логикой этих любителей запретов, у детей следует отобрать сказки про Малыша и Карлсона, Муми-тролля, Красную шапочку, спрятать подальше «Приключения Тома Сойера», а также все сказки Андерсена, Сельмы Лагерлёф, Джанни Родари, Алана Милна, Клайва Льюиса и Льюиса Кэрролла. Потому что все это – западные сказки. Я уже не рискну говорить о Джоан Роулинг и Джоне Толкиене, потому что на их произведениях выросла целая молодежная субкультура, а все молодежные движения, организованные не по приказу из Кремля, для чиновной братии и приближенных к ним общественников страшнее всех оппозиционеров вместе взятых, включая Навального.

Сама передача, конечно, еще не означает скорейший и немедленный запрет на сказки, авторы которых не имеют гражданства РФ или хотя бы вида на жительство. Но не подхватил бы инициативу наш давно и бесповоротно взбесившийся государственный «думающий» принтер, который в последние два года своего существования не скупится на всевозможные запреты. Если известной думской даме, испытывающей нездоровое желание заглядывать под одеяло одиноким россиянкам, чтобы убедиться, что за их одиночеством не кроется (о ужас!) однополая связь, понравится эта идея, тогда будущее детских книг в нашем возлюбленном Отечестве может быть очень и очень печальным.

Руководитель центра исследований детской литературы Пушкинского дома Валентин Головин, пытавшийся в передаче грамотно оппонировать одиозным борцам со сказками, очень своевременно напомнил о любимом многими поколениями детей писателе Корнее Чуковском. Его, кажется, нам пока запрещать даже не пробуют. И на том спасибо.

Так вот, Чуковский в 20-х годах столкнулся с не менее одиозными личностями, которые пытались воевать с детской литературой и полагали, что современным детям сказки вообще не нужны. Именно они изобрели термин «чуковщина» и пеняли писателю на «противоестественную связь» Мухи-Цокотухи и Комара.

Вот чем обернулась попытка Чуковского прочитать детям из детского санатория пару глав приключений барона Мюнхаузена.

«Но вот подбегает ко мне эта женщина, и на лице у нее красные пятна:

– Что вы! Что вы!.. Да мы никогда, ни за что!..

И хватает у меня из рук мою бедную книгу, и глядит на нее, как на жабу, и двумя пальцами уносит куда-то, а больные дети ревут от обиды, а я иду растерянно за женщиной, и руки у меня почему-то дрожат.

Тут возникает какой-то молодой в тюбетейке, и оба говорят со мною так, будто я пойманный вор:

– Какое вы имеете право читать эту дрянь нашим детям?

И объясняют мне учительным тоном, что в книге для советских ребят должны быть не фантазии, не сказки, а самые подлинные реальные факты».

Как видим, ничто в этом мире не ново. Сколько существует детская сказка, столько ее пытаются запретить.

Что касается передачи, с которой все началось, то это диалог глухих. Борцы со сказками не слышат ни искусствоведов, ни ведущего. Они вещают о нравственности, не ведая, что это такое. Они говорят о морали, которую сами и попирают.

Что-то не верится, что эти люди действительно заботятся о детях. Скорее уж, о собственном «борцовском» имидже. Странно, что они не догадываются, как глупо и нелепо при этом выглядят. А родителям можно только одно посоветовать: не подпускать таких персонажей к своим детям и к детской литературе. А еще научить детей читать и любить книгу. Потому что хорошие книги переживут всех своих гонителей. Эти не первые. Корней Иванович Чуковский тому свидетель.