Сказка о береге большой реки

Оценить
Мало-мальски неленивый житель Саратова наверняка знает. В городе будет «новая набережная». Да что значит «будет», она уже строится. До устья речки Белоглинки уже дошла. А дальше начинаются стоянки маломерного флота. Именно флота. Потому что в городе на Волге количество судов измеряется тысячами.

Мало-мальски неленивый житель Саратова наверняка знает. В городе будет «новая набережная». Да что значит «будет», она уже строится. До устья речки Белоглинки уже дошла. А дальше начинаются стоянки маломерного флота. Именно флота. Потому что в городе на Волге количество судов измеряется тысячами.

Заглянем в историю. Раньше Саратов уступал по количеству лодок, катеров и яхт только приморским городам возле устьев рек, Ленинграду, Астрахани и Архангельску. Да-да. Маломерный флот Саратова был больше московского. И среди «речных» городов Саратов считался столицей водно-моторного и яхтенного дела. Особо выделяясь тем, что всегда хранение лодок было прекрасно организовано. Традиции крупного речного города-порта и культура речников сыграли в этом не последнюю роль. Под стоянки выделялись места, позволяющие хранить, обслуживать и содержать многие тысячи лодок круглый год. Места выделялись с учетом удобства подхода-подъезда. Решались вопросы энергоснабжения. Вплоть до того, что к стоянкам в городе был организован регулярный, дважды в неделю по расписанию, проезд передвижной бензозаправочной колонки. Так как ни одной бензозаправки на берегу как не было, так и до сих пор нет. А для обеспечения безопасности эксплуатации судов предпринималась защита от волны. В виде установленных бонов, а чаще дебаркадеров или списанных барж на мертвых якорях.

За последние 25 лет количество судовладельцев, разумеется, поуменьшилось. Кто умер, кто бросил, кто продал, кто на металл сдал свое плавсредство. Закрылись три секции водно-моторного спорта. Яхт-клубы предприятий. Несколько секций гребли. Но маломерный флот выжил. Опираясь, в основном, на семейные традиции. На азарт рыбаков и охотников. И на тягу горожан к отдыху у реки. Не последнюю роль, кстати, сыграли проблемы с труднодоступным пляжем, заменившим ушедший в 50-х годах под воду остров Городские пески.

И вот новая набережная столкнулась со старыми традициями. Ах да! Это ж не набережная. Это «берегоукрепительные сооружения». Подпирающие железнодорожную насыпь, идущую от грузового порта до СарГРЭС. Ну, неважно. Будем для краткости называть набережной. И застопорилась стройка. Истинные причины остановки тоже для краткости опустим. Оставим только один факт. Лодочные стоянки, служащие горожанам с середины 60-х годов прошлого века. Стоящие теперь на границе строительства.

Законные, между прочим, стоянки. С разрешением на размещение. Снабженные капитальными инженерными системами, которые позволяют максимально повысить плотность хранения судов. Существенно экономя тем самым занимаемую площадь берега. А заодно, за счет «сухого» хранения, многократно продлевающие жизнь судам. Кстати, уникальные сооружения, разработанные в саратовском проектном институте ГИПРОПромСельСтрой. Даже в мире аналогов практически не имеющие.

Ах, такие-сякие гадкие лодочники, пишут СМИ. Понаехали, простите, понаставили тут своих лодок. И зачем в городе лодки? И зачем в городе специализированные сооружения для их хранения? Простой обыватель подхватывает – в самом деле, зачем? У меня лодки нет, машина лучше. С ее хранением никаких проблем. Вообще давайте лодки из города уберем. И подхватывают хором – у нас же есть Водный кодекс РФ. Дайте нам выход к воде. Согласно кодексу. Город для людей, а не для лодок.

А попробуем, неленивый читатель, взглянуть на все это со стороны человека, который живет в городе на большой реке и владеет, говоря официальным языком, «транспортным средством маломерное судно». А чтоб было понятнее, немного повернем ситуацию.

Жил-был в начале XXI века простой житель Саратова. От деда с бабкой осталась какая-никакая квартирка на 6-м квартале. От другой бабки – дачка в Сабуровке. От папы с мамой – гараж в кооперативе за домом. Тесть с тещей к рожденью первенца помогли машину купить. Да еще и работа денежная подвернулась. Правда, на других кварталах. В Заводском. Ну, с машиной это можно пережить. За час-полтора, если повезет, доехать можно. В пятницу простой горожанин брал жену, детишек и ехал на дачу. Отдыхал там. Птичек слушал. Шашлык жарил. Не сказка конечно, но вполне нормальная жизнь.

Главное, все у него так складно выходило. Надоест на даче – в машину и на Волгу. Дома с женой поругается – в гараж порукодельничать. Погреб в гараже вырыл – жена на зиму заготовки делает. На работу привычно в шесть встал. Как раз к девяти подъезжал. С работы – в 18.00, не раньше. К девяти вечера дома. Размеренная жизнь.

Раз пришел к нему большой человек и сказал:

– Город – для людей. И вышел указ все машины с земли города нашего славного убрать.

– Да как же это так? Пешком, что ли?

– Ну нет. Мы ж не звери. Ездить можно. Но вот хранить транспортное средство больше нельзя.

– Так у меня ж гараж. Не какая-нибудь дикая стоянка. На газоне не паркуюсь. На детской площадке не разворачиваюсь.

– Сказано – хранить машины в черте города нельзя. А твой гаражный кооператив мы еще проверим на законность. Сдается нам, что 50 лет назад завод твоего дедушки самовольно тут эти 300 гаражей на пустыре построил. Гаражи снесем. А на месте гаражей парк разобьем. Или пусть церковь на этом месте храм построит. Да мало ли что прекрасного можно на земле соорудить. Десять домов по 24 этажа, например.

– Ладно. Для людей ведь делается. Так и быть. Буду на работу на полчаса раньше из дому выходить.

– Место вам, загрязнителям города, выделили за городом. Тут недалеко совсем. От кольцевой десять километров. Ленинскому району – на Сокурском направлении, Волжскому – за Красным Текстильщиком, Заводскому – за Шевыревкой. А центру, так и быть, на Казачьем острове машины разрешим держать. А еще у порта волнолом есть. Туда тоже можно.

– Так мне надо детей в садик одного, в школу другого. Жену на работу. И дача у меня совсем не по пути тогда. А тут двадцать километров только до машины. Как быть-то?

– Ну, мы не звери. Мы туда транспорт пустим когда-нибудь. Будете к своим вонючим и ржавым предметам роскоши прилично добираться. От Сенного «пазик» пустим, раз в час. Первый рейс в семь утра. Последний – в семь вечера. Мы ж не звери. Шоферу отдых нужен. С 12 до 14 перерыв у него будет. О! А я еще лучше придумал. Вместо «пазиков» мы маршрутки пустим. Раз в полчаса. Так и быть, «газели» не будем использовать. Мы ж не звери.

– Ну ладно. Новый гараж так новый. К тому же в старом крыша подтекает. И погреб маленький. Новый гараж-то хоть из чего будет и какого размера?

– Какой гараж? Никакого гаража город вам предоставить не может. Денег в бюджете на это не предусмотрено. Будет вам земля.

– Асфальт там будет? Забор, электричество, вода питьевая? Раз гаражей не будет, так хоть охрану в будке посадить бы. Так и быть, скинемся.

– Да что ты, какой асфальт?! Какой забор с электричеством?! Денег-то нет, я предупредил. Спасибо скажите, что там после пахоты бороной прошлись. Мы ж не звери. Мы понимаем, что подвеску беречь надо. Максимум, на что денег хватит, указатель на трассе вкопать – «Стоянка автомобилей 3 км». И не вздумайте там забор городить или будку охраны ставить. Незаконно это. Кстати, соседям по гаражу передай: у кого машины на сегодняшний день нет и гараж не по назначению используется, тому места в этом году не будет. Даже если вчера продал, а завтра купит. Через год подумаем, где еще размещать городские стоянки. У нас под Татищевом хорошее место есть. Под Аткарском тоже. Да и островов еще осталось достаточно.

– А может, как-нибудь обойтись?.. Вот тут в указе написано «убрать с земли города»... Может, под землю как-нибудь, а? Ну, проект придумать какой-нибудь подземных гаражей на тыщу мест каждый.

– Глупый какой. Сказано же, нету денег. И проект давно придуман. Это только указ на днях вышел.

– Ладно-ладно. Для города все ж. А документы на место на стоянке где получить? Компенсацию там какую-нибудь?

– Не до документов сейчас. Ну, сам посуди. Денег нет. Гаражи ваши сносить надо. Указатели на трассе ставить надо. Конкурс на перевозку вас, отравителей природы, до ваших предметов роскоши организовывать надо. Да и вообще, какие такие компенсации?! Собирай свое ржавое ведро и шуруй куда указано. И что там надо из гаража тоже забирай куда хочешь. Мы бульдозеристам уже заплатили. Они вчера еще должны были начать. Я смотрю, ты эгоист какой-то. Все за свое переживаешь. Ты же ради города это делаешь. Ради детей своих.

– Ну, ради детей у меня дача есть... Ой! То есть, наверное, была. Теперь к ней добраться никакого времени не хватит. Да и на пляж тоже не доехать. Пока едешь, солнце зайдет, комары выйдут.

– Ну, мы ж не звери. Вот это мы как раз предусмотрели. Мы в городе набережную построим. Во весь город. Ходить по ней будет одно наслаждение. На Волгу смотреть. И главное, к воде никто не выйдет. В воде же вещества. И рыбки трахаются. Опять же утонуть можно. Вот мы и предусмотрели, чтоб ни один житель города просто так вреда себе не нанес. А то те, кто на островах проводят много времени, до 90 лет доживают. Это губернатор сказал и газеты прописали. Значит, так и есть. Это сколько они себе вреда за лишние 50 лет жизни приносят – уму непостижимо. Но закон есть закон. По Водному кодексу, каждый гражданин должен иметь доступ к водоемам. Так что ты, горожанин, можешь прямо с кодексом в руках в порт пойти и там – с кранов – в воду попрыгать. Захочет тебя охрана остановить, а ты ей кодекс под нос – ррраз! – и все. Даже на Речном вокзале можешь между лайнером и стенкой нырнуть. Да что там порт! Если кодекс хитро прочитать, по диагонали и через строчку, то можно даже на нефтяных причалах покурить. А в городской водозабор плюнуть. Ибо по кодексу ты право к воде пройти имеешь там, где тебе приспичило. Совсем не обязательно до лесенки дойти. Можно прям так.

Что говоришь, неленивый читатель? Сказка, говоришь? Такого быть не может? Чтоб любимый автомобиль прямо вот так, на таких условиях под зад коленом за 101-й километр... И чтоб гараж снесли или стоянку у дома распахали... И чтоб жену с детьми на дачу отвезти, надо три часа до машины добираться, потом два часа за ними возвращаться, плюс еще столько же до дачи ехать. И это если без пробок. И чтоб дедов гараж, 50 лет простояв, враз незаконным стал, вместе со сделанным своими руками погребом с соленьями и любимым верстаком... А вместо пляжа – асфальт с битым стеклом, и ехать до этого окультуренного места отдыха три часа по жаре...

А теперь поменяем в сказке «гаражи» на «лодочные стоянки». «Машины» на «лодки». Набережную оставим как есть. И почему-то сказка сразу станет былью. Подумай немножко, неленивый читатель.