О Жанне и не только

Оценить
Не являясь поклонником Жанны Фриске как певицы, я тем не менее не смог пройти мимо новости о ее беде. Ну вот что хотите говорите, а не могу я принять, когда сражаться с тяжелой болезнью приходится молодой красивой женщине, недавно ставшей мамой...

Ну да, ну да, я знаю, что сейчас на эту тему только ленивый не пишет. Понятно также и то, что обсуждать здесь, в общем, нечего – как бы кто к ней ни относился, человек попал в беду, и остается только пожелать ей сил и скорейшего выздоровления. Но мне кажется, что эта история явилась наглядным поводом поразмышлять об одной крайне уродливой нашей черте.

Абсолютно не являясь поклонником Фриске как певицы (честно скажу, ее клипы я мог смотреть по телевизору, если уж натыкался на них, только если звук был выключен; чего, кстати, не скажу о фильмах с ее участием), я тем не менее не смог пройти мимо этой новости. Ну вот что хотите говорите, а не могу я принять, когда сражаться с тяжелой болезнью приходится молодой красивой женщине, недавно ставшей мамой и никому, по сути, ничего плохого не сделавшей. Неправильно это, хоть с какой стороны смотри.

Уже многие в своих блогах отметили, что, казалось бы, естественной реакцией нормального человека, узнавшего о подобной новости, было бы огорчение и сочувствие. Ан нет. Комментарии к новостям переполнены злобой и иногда – даже пожеланиями, скажем так, наихудшего. Постоянное обмусоливание количества денег и вилл в Майами и ехидное подхихикивание, мол, «доплясалась на корпоративах».

Масла в огонь подлила акция по сбору денег на лечение. Через сообщение – упоминание о больных детях, которым средства так усердно не собирают. (Собирают, на самом деле, только вы, господа комментаторы, вряд ли заходите на такие сайты, иначе бы как минимум знали об этом.) Если не знать, о ком речь, можно было бы подумать, что разговор идет о каком-нибудь маньяке или идеологе человеконенавистничества. Все разумные доводы о том, что недвижимость уже давно продана, а деньги на исходе (потому что человек последний год вообще не работал, а с болезнью сражается далеко не первый месяц), во внимание не берутся. Ее по телевизору показывают – значит, миллионы (а может, и миллиарды) в кошельке не кончаются вообще никогда и ни при каких обстоятельствах.

И не надо говорить, что, мол, это «попсовая пустышка», поэтому к ней такое отношение, а вот к настоящим народным любимцам – уважение и сочувствие. Ага, конечно, сейчас. После кончины Александра Абдулова – актера уж куда, казалось бы, более любимого народом, в интернете появилось редкостное по своей омерзительности сообщество «Церковь ада Абдулова» – большей степени оскорбления ушедших и надругательства над памятью я давно уже не встречал. Это ли не народное уважение? (Кстати, страницы этого сообщества почему-то не спешат закрывать как экстремистские или оскорбляющие чьи-то чувства. Хотя уж кто-то, а православное сообщество уже давно должно бы было возмутиться.)

Получается, это какая-то наша черта – исходить ядом и злобой по отношению к более успешным людям. Одна из самых нелицеприятных и постыдных. Это ведь про нас был придуман анекдот с диалогом Бога и человека: «Скажи, что сделать тебе, но имей в виду, что соседу сделаю то же вдвойне» – и человек не раздумывая ответил: «Выколи мне глаз». Но – странное дело – вместо того, чтобы стесняться этой черты и пытаться ее в себе искоренить, мы еще умудряемся этим гордиться.

Именно гордиться, да. Приходилось общаться с людьми, которые гордились тем, что сидели за рулем «газели», участвующей в «каруселях» на выборах («Ну а чё, я этих лохов покатал и бабла поднял, чё там эти выборы – приткнуться надо уметь!»), или тем, кто на каждом новом месте работы держатся ровно до первой получки, которая тут же спускается в ближайших рюмочных («Я честный нормальный человек, а не как эти козлы продажные!»). Во втором случае возможны еще бесконечные рассуждения об особой «духовности», которая не позволяет «продаваться».

В теплое время года на проспекте Кирова часто можно увидеть компании пенсионеров-туристов из разных стран. Иногда некоторые из них отстают от экскурсии, чтобы получше рассмотреть что-то или просто пройтись. И даже когда они молчали и не был слышен чужой язык, мне почти всегда удавалось отличить их от десятков соотечественников на этом же проспекте. Сначала я не понимал, почему. Но постепенно до меня «дошло». Особенно после нескольких эпизодов общения с зарубежными гостями в годы учебы (даже несмотря на мое скверное знание английского).

«Выдавало» их выражение лица – открытое, светлое и улыбчивое. Это непривычно для нас, с нашей «особой миссией». У нас ведь преобладающих выражений лиц (основной арсенал, так сказать, обоих полов и всех возрастов) ровно два: «сейчас как дам по морде» и «как бы не получить по морде». Сколько раз после общения с дружелюбным и улыбчивым человеком получал вопрос от очевидцев: «А чего он улыбается все время – больной, что ли?».

И ведь можно было бы поверить, что все это – от собственной нищеты, невостребованности и невозможности пожить хоть сколько-нибудь по-человечески, без переживаний о собственном здоровье и пропитании. Можно было бы. Но – не верится. Наверное, потому, что встречались и другие люди – тоже без лишней копейки, но и без капли злобы и зависти в душе, – наоборот, их жизнелюбию могли бы позавидовать многие богачи. Да в конце концов, вряд ли у тех же иностранцев не бывает вообще никаких проблем, пусть отчасти и другого рода. Стало быть, не материальное положение здесь виной. Или, во всяком случае, дело не только в нем.

Однако тут есть еще одна сторона, сперва как будто бы и не очень заметная. Есть известное выражение «нет худшего господина, чем вчерашний раб». Представим, что судьба такого вот интернетного тролля или озлобленного на всех и вся забулдыги внезапно совершает головокружительный кульбит – оказывается он в начальственном кресле. Любого уровня – хоть начальника ЖЭКа, хоть президента – неважно, главное, у него теперь есть подчиненные, которые обязаны исполнять его указания. Угадаем с трех раз, как будет себя вести тот, кто всегда считал себя избранным и кто наконец-то дорвался до (пусть даже минимальной) власти?

Мне почему-то представляется, что обозначение «барин и холопы» будет чересчур мягким для его, так сказать, стиля взаимоотношений с окружающими.

И от этого еще страшнее. Потому что дело уже не в этом конкретном начальнике или обывателе. Это, повторюсь, что-то в нас самих. Во всех. Не в том счастье, что дачу себе построил, а в том, что у соседа сгорела. А как же – если настоящих дел и достижений, которыми действительно можно было бы гордиться, в наличии не имеется, остается гордиться лишь тем, что ты здоровее, чем кто-то богатый, что кто-то умер, а ты вот живой и даже еще не старый, что соседа ограбили, а тебя нет... Надо только не забывать постоянно дров подбрасывать в этот костер злорадства: дескать, так ему и надо, когда уже сдохнет, сволочь.

Мне одно интересно. Вот из этих плясунов на чужой беде хоть кто-нибудь допускает, что подобное может настигнуть его или его близких? И что, случись такое с его родным человеком, он не то что деньги на зарубежное лечение собирать – пешком на этот «продажный» и «загнивающий в бездуховности» Запад пойдет, только чтобы близкий человек выжил?

И что тяжелобольные люди испытывают одно и то же, невзирая на размер ежемесячного дохода? И что, в конце концов, если ты за полжизни не научился ничему, кроме как строчить гадости в Сети (а судя по обилию и частоте появления таких комментариев, создается впечатление, что некоторые этим занимаются круглосуточно), – это твоя вина и твоя беда, а не коварный умысел «человека из телевизора»?

Нет ответа...