Зло порождает зло
Я шла сегодня по улице, смотрела на прохожих и подумала – как много разных национальностей живет в нашем городе. Да и в любом другом городе, в любой другой стране. И ведь это не пять лет назад случилось, мы все вместе живем бок о бок столетиями, а то и тысячелетиями. Почему же национальный вопрос всегда стоит так остро? Или это примета только сегодняшнего дня? Не думаю, хотя все может быть.
Я не могу с полной уверенностью назвать себя русской. Как и любой житель низовья Волги. Во мне и татарская кровь, и немецкая, и итальянская, и греческая. Каждый житель Саратова, к примеру, может сказать о себе точно так же. Тогда в чем проблема? В радикальных течениях, которые так рьяно насаждаются сейчас в ряде мировых религий? Людям свойственны крайности, ничего нового здесь нет. Только вот от чего они? Зачем так агрессивно заявлять о своей религиозной, национальной или любой другой принадлежности. И почему это так пугает? Пугает все непонятное, все то, чего мы не знаем или не хотим знать.
Мне все равно, кто мой друг – русский, татарин, американец. Лишь бы он был другом. И я не против строительства любого храма, любой конфессии. Пожалуйста. Все религии мира ведь учат смирению, любви и пацифизму. Только люди искажают истину. Это философский вопрос, что есть истина и есть ли она вообще. Я не философ. Мне сложно рассуждать на теологические темы. Я знаю одно – религия, любая, это не только вера во что-то, это свод нравственных правил. Я лет в пять спросила у мамы, что такое Бог. Она ответила: «Бог – это совесть». Лучше ответа я не слышала. Бог в душе, Бог – это сострадание, добро, любовь. А как его принято называть на том или ином языке – это вопрос второй. Вопрос традиций.
Национализм, который подкрепляет себя религией, – вещь отвратительная. На мой взгляд. Мои отношения с моей совестью, с Богом – это глубоко интимная вещь, я далеко не каждому рассказываю об этом. И когда, вставая под знамена крайне-правых, люди кичатся своей верой – это самое настоящее мракобесие. Средневековье.
В эту тему всплывает пресловутый закон об оскорблении чувств верующих (могу неточно его назвать). А как же чувства неверующих? Они ведь тоже верят в свою правоту, у них есть аргументы. Они ведь тоже люди. Они ведь тоже имеют право на свое мнение. Как быть с ними? Попробуй-ка они создать свою партию... А может, она уже и есть. Ну, к примеру, «союз воинствующих атеистов». Были уже такие ребята, церкви взрывали, иконы жгли. Тоже ничего хорошего не вышло. И сейчас не может выйти. Потому что вопрос веры, опять же как вещь очень личная, не терпит никакого насилия и принуждения. Ни в ту, ни в другую сторону. Никогда не оскорблять ничьих чувств невозможно, как невозможно человеку всем не нравиться. Так не лучше ли оставить каждому самому разбираться со своей совестью? Я не о произволе, анархии, не о безграмотности. Я о свободе выбора. Прекрасный предмет был бы в школе – история религии. Если бы он был только информативен. У меня в школе историю преподавала отличный учитель. Она никогда не давала нам своей оценки того или иного исторического события, она давала нам возможность обсудить его и составить свое мнение. Подход что надо, на мой взгляд.
Я читаю написанное и понимаю, что это очень сложная тема, она – как дельта реки, столько рукавов – нюансов, уточнений, сложностей, мнений, аргументов... Только вот река-то одна – наша страна, которая совсем, кажется, потерялась в свободе, вседозволенности. А с другой стороны остервенело заколачивает окна, забыв запереть дверь... Не знаю, кто прав. Те люди, которые громили овощебазу в Бирюлево? Нет. Они не правы, конечно. Но они устали бояться ходить вечером по улице. Их можно понять? Да. И вместе с тем... нет. Их нельзя оправдывать. Такой вот парадокс.
Насилие и преступность возникают там, где закон растоптан. Там, где никак больше ты не добьешься хоть намека на правду, не обратишь на себя внимание. А зло может породить только зло.