Уроки из гибели рапануйского общества

Оценить
Вообще-то не про остров Пасхи речь, как могли бы подумать самые эрудированные читатели. Речь пойдет о нас с вами, о нашем городе, о нашей стране, но сначала маленький экскурс в историю.

Признаться, до недавнего времени я не задумывался над этим в таком ключе совершенно. До тех пор, пока случайно не познакомился, не пообщался с одним человеком. Сумасшедшим...

Вообще-то не про остров Пасхи речь, как могли бы подумать самые эрудированные читатели. Речь пойдет о нас с вами, о нашем городе, о нашей стране, но сначала маленький экскурс в историю.

Вы слышали что-нибудь про остров Пасхи? Наверняка слышали. Это тот самый тихоокеанский остров (иное название Рапа-Нуи), на котором от древней цивилизации остались только 887 известных в настоящее время всему миру статуй (идолов, истуканов) Моаи.

По результатам некоторых современных исследований, причиной деградации общества и гибели древней культуры косвенно явились эти самые Моаи. Вернее то, что древнее изолированное общество не смогло адекватно оценить риски и последствия своей примитивной экономической деятельности, не смогло установить причинно-следственные связи, не смогло привести в соответствие со здравым смыслом свою культуру и образ жизни.

Приведу выдержки из Википедии про историю острова Пасхи, пару абзацев.

Когда на острове в XVIII веке впервые высадились европейцы, Рапа-Нуи представлял собой безлесную местность. Тем не менее, недавние исследовательские работы на острове, включая изучение найденных образцов пыльцы, свидетельствуют о том, что в далеком прошлом, во время заселения, остров Пасхи был покрыт густой растительностью, в том числе обширными лесными массивами. По мере увеличения численности населения эти леса вырубались, а освобожденные земли сразу же засеивались сельскохозяйственными растениями. К тому же древесина использовалась в качестве топлива, материала для сооружения домов, каноэ для рыболовства, а также для переноса огромных статуй острова, или Моаи. В результате примерно к 1600 году на острове были полностью уничтожены леса.

Исчезновение с острова деревьев сильно сказалось на жизни островитян и экологии острова Пасхи. Население было вынуждено селиться в пещерах или строить ненадежные дома из тростника. Пострадало и рыболовство, в том числе было прекращено строительство каноэ из древесины, плетение сетей из шелковицы, которая также была уничтожена. Исчезновение лесного покрова привело к сильной эрозии почвы, в результате снизились урожаи. Единственным источником мяса на острове стали куры, которых принялись высоко почитать и охранять от воров (для них сооружались специальные каменные курятники). В связи с катастрофическими изменениями на Рапа-Нуи началось убывание численности населения. После 1600 года рапануйское общество постепенно начало деградировать. Происходили изменения в общественной жизни островитян, усилилась вражда между различными племенами острова, которые боролись за скудные ресурсы Рапа-Нуи (в основном это выражалось в уничтожении аху противоположного клана или сваливании статуи Моаи), появилось рабство, начал процветать каннибализм.

Изготовление и установка Моаи требовала огромных средств и труда. Однако жители острова верили, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков, концентрация которой приведет к хорошим урожаям, дождям и процветанию.

Ну, все, хватит, картина ясна. Ничего не напоминает?

Россия, конечно, не изолирована от остального мира, как остров Пасхи. И из ресурсов мы не только (и не столько) лесом богаты. И кур мы пока еще не почитаем слишком высоко, лиха беда начало. Однако кажется мне порой, что движемся мы именно в этом направлении, причем не только мы, а и все человечество. На все человечество не замахнусь, а на Россию-матушку – и особенно на родную Саратовскую губернию – рискну, пожалуй.

У нас свои Моаи. Есть побольше, есть поменьше. Есть вполне себе материальные, можно увидеть и даже потрогать, а есть виртуальные, но оттого не менее ресурсоемкие. Да, именно ресурсоемкие! Я не хочу сказать, что от некоторых вообще никакой пользы, польза есть какая-никакая, но если сопоставить с требуемыми ресурсами...

Мы строим Олимпиаду, футбольные стадионы за колоссальные деньги в масштабах страны, мосты на острова, на которых практически никто не живет. Мы везем олимпийский огонь на Северный полюс и запускаем его в космос. Мы строим храмы и мечети, расширяем набережную и собираемся строить новый пляж и аэропорт.

Является ли спортивный стадион аналогом Моаи? Нет! Разумеется, нет! А стадион за 35 миллиардов рублей («Зенит», Санкт-Петербург)? Пожалуй...

Можно ли назвать «Моаи» пляж? Вряд ли... А в городе, жители которого по полгода сидят без горячей воды, причем в ближайших пригородах, типа Сторожевки, и без питьевой?

Подходит ли на роль Моаи аэропорт? Помилуйте! Конечно, нет! А аэропорт, стоимость подведения дорог к которому (по последним, весьма приблизительным и совершенно не окончательным данным) составляет около 12 миллиардов рублей? И это при бюджете всего дорожного фонда области на 2014-2016 гг. (ТРИ года) неполных 8 миллиардов рублей! Мне ответят: «Ну и что!? Ведь в этом новом аэропорту заключена «сверхъестественная сила инвестиционной привлекательности региона, которая приведет к хорошим урожаям, денежным дождям и всеобщему процветанию»! Где-то я уже это читал...

Есть Моаи и не в виде статуй или другой недвижимости, а очень даже подвижные, например, в виде футболистов, хоккеистов и других спортсменов разной степени виртуозности. Сам спорт люблю и смотреть, и «из себя изображать». Но как вижу, что, например, в бюджете родной Саратовской области расходы по статье «Массовый спорт» (то есть на всех нас с вами) запланированы в ЧЕТЫРЕ раза меньше, чем расходы по статье «Спорт высших достижений», то понимаю, что и Халк с Витцелем, и Ковальчук с Радуловым – Моаи чистой воды! Просто нам с вами объясняют, что в них заключена «сверхъестественная сила престижа нашей страны на мировой арене, которая приведет к хорошим урожаям, денежным дождям и всеобщему процветанию».

А ведут нас с вами по этому пути, и регион, и страну, и человечество в целом люди, которых мы привыкли называть политиками.

Признаться, до недавнего времени я не задумывался над этим в таком ключе совершенно. До тех пор, пока случайно не познакомился и не пообщался с одним человеком. Сумасшедшим. Надеюсь, Сергей Викторович Палагин не обидится, если прочитает эти строки. Он и правда напоминает сумасшедшего профессора из кинотрилогии «Назад в будущее». Мне, без преувеличения, потребовалось напряжение всех моих интеллектуальных способностей и максимальная концентрация внимания для того, чтобы попытаться понять ход его мыслей. Не могу похвалиться, что у меня получилось на 100%, но определенная «вспышка сознания» произошла со мной вот на этом слайде. Переписывать не буду, чтобы не наделать ошибок в трудных словах, а размещу фото, сделанное на его тренинге. Прочитайте, пожалуйста. Можно несколько раз!

Уроки из гибели рапануйского общества

Вы согласны? А я согласен. Причем это касается всех политиков, а не только тех, кто в данный момент у власти и кого мы привыкли превозносить до небес или поносить последними словами в зависимости от собственных политических предпочтений.

После того, как человечество вышло из первобытного общества, им стали двигать идеи. Сначала совокупности идей (философских и преднаучных), а потом и идеологии, или системы идей (философских и системно научных). Проводниками этих идеологий в современном обществе и являются политики.

Так вот, если я правильно понял мысль С.В. Палагина, в XXI веке субъектами государственного реформирования должны стать не политики, тем более не религиозные деятели и не монархи, а «научные социорежиссеры» – люди, обладающие осознанным типом рефлексии, оперирующие самоорганизованной системой научных идей. Ну, или попросту сказать, люди, обладающие здравым смыслом на основе научных знаний.

Иначе от нас с вами останется только Моаи в виде бестолковых объектов недвижимости, огромных куч мусора на суше и уже сейчас существующих островов мусора, плавающих в мировом океане, уничтоженной природы и отравленной атмосферы, а то и, не дай бог, радиоактивной пустыни.