О попутчике Пете

Оценить
Если толковый, умный, честный и работящий человек не застрахован от того, что завтра его назовут вором и мошенником, то стоит ли вообще заниматься в России бизнесом? Быть может, следует для начала заняться политикой – чтобы Россия стала иной?

Когда берешь билет в купейный вагон, никогда не знаешь, кто будет твоим соседом. Хорошо, если усталый командированный, с вареной полукурицей и бутербродом в табачных крошках. Хуже, если крикливый младенец – эдакий юный наследник престола, дерзко помыкающий своим королевским семейством. Совсем плохо, если в купе прописалась неугомонная компания, которая с каждым новым километром повышает свой градус вплоть до критического...

Впрочем, в тот раз, шесть лет назад, мне повезло. Вместо трех попутчиков оказалось двое, причем один – даже уже не помню, мужчина или женщина, – довольно быстро самоустранился и залег на полку. А с тем соседом, который остался, мы разговорились и проговорили полночи. Это был парень лет тридцати с небольшим, невысокий, коренастый, спокойный, дружелюбный без панибратства. Звали его Петром. Как выяснилось из разговора, Петя занимался консалтингом – делом для меня абсолютно неизвестным, однако, судя по его словам, увлекательным и перспективным. Несмотря на молодой возраст, мой попутчик, похоже, отлично разбирался в этой сфере и даже успел написать книгу по теме. А теперь ехал в Саратов, чтобы провести тренинг у молодых предпринимателей.

Иногда встреча с интересным человеком, искренне увлеченным своей работой, – пусть тебе и непонятной, – даже самым закоренелым пессимистам вроде меня дает повод для оптимизма. Мы с Петей почти не говорили о политике, но много толковали о бизнесе, инвестициях, розничной торговле и прочих материях, которые, на мое удивление, оказались нескучными. К концу нашей беседы я не то чтобы проникся мыслью о том, что у нашей страны есть большие перспективы войти на равных в мировое экономическое сообщество, но, во всяком случае, поверил, что с такими кадрами, как мой новый знакомый, – молодыми, неглупыми, трезвыми, ясно мыслящими и умеющими делать дело, – у России есть шанс не застрять на обочине, скатившись до уровня сырьевого придатка развитых стран.

Прощаясь, я подарил соседу по купе свою книжку, а он мне дал свою визитку, которую я сохранил, – хотя и не собирался никогда заниматься консалтингом. Через несколько лет против человека, чья фамилия значилась на той визитке, возбудили уголовное дело. Всё, что я читал о том деле, убеждало меня, что я не ошибся в человеке, с которым познакомился в поезде. Мое благоприятное впечатление о попутчике, похоже, было истинным, а вот заведенное на него дело – наоборот, явно попахивало «липой», политической конъюнктурой. Никакого события преступления не просматривалось, аргументы обвинения строились на песке. Суд выглядел вызывающе необъективным по отношению к Петру и его подельнику Алексею, а приговор походил на расправу...

На днях из сообщений СМИ стало известно, что мой знакомый и его подельник все же останутся на свободе: политическая конъюнктура претерпела изменения, и реальные сроки, присужденные обоим фигурантам, были внезапно заменены на условные. Я рад, что им не придется сидеть, и я их поздравляю, однако сам факт судебного приговора по ТАКОМУ делу не внушает особого оптимизма. Если толковый, умный, честный и работящий человек не застрахован от того, что завтра его назовут вором и мошенником, то стоит ли вообще заниматься в России бизнесом? Быть может, следует для начала заняться политикой – чтобы Россия стала иной?

Думаю, этот вопрос сегодня задают себе многие, в том числе и мой попутчик, Петр Офицеров. А его подельник, Алексей Навальный, уже всё для себя решил – еще задолго до суда в городе Кирове.