Об открытиях в себе

Оценить
У меня часто складывалось так, что артисты, которых я теперь слушаю помногу и с превеликим удовольствием, при первом знакомстве не производили особого впечатления. Или производили – но казалось, что это не мое и моим никогда не станет.

Вообще-то я не собирался идти на концерт Игоря Растеряева. То есть пойти, конечно, хотелось, меня даже приглашали составить компанию, но я был вынужден отказаться – понял, что не успею. Как вдруг, буквально минут за сорок до концерта, позвонила приятельница и, сообщив, что сама она на концерт пойти не сможет, предложила свою «проходку». Прикинул – дела вроде сделаны, все-таки успеваю. И пошел.

Конечно, благодаря интернету я уже не первый год знал его песни. И хотя вначале мне казалось, что они написаны в довольно однообразной стилистике и много их подряд не послушаешь, позже я услышал, что на самом деле все не так. Мало того, что каждая из них начала «цеплять» по-своему – какая-то словом, какая-то запоминающимся музыкальным сопровождением, а какая-то просто настроением, совпавшим с твоим. Пришло ощущение того, что это – именно то, по чему изголодались многие (и я в том числе) за, пожалуй, довольно долгое время – слишком уж этого мало. Я сейчас говорю не о стиле, жанре или творческой направленности. Просто это – НАСТОЯЩЕЕ.

Это же вдуматься только – полные залы в областных центрах собирает простой парень из деревни, поющий под гармонь и гитару песни про ту самую родную деревню и своих друзей. Казалось бы, это вряд ли кому может быть интересно, кроме его знакомых за дружеским столом или приятелей детства. Ан нет – вы бы слышали эти бешеные овации заполненного зала ТЮЗа практически после каждой песни и, я бы сказал, буквально неистовый вызов на бис, свойственный скорее концертам рок-звезд, и то не всех.

При этом хотелось бы отметить две вещи. Во-первых, хотя парень с гармонью более всего ассоциируется с деревенскими посиделками, свадьбами или, на худой конец, с ансамблями вроде «Золотого кольца», Игорь умудряется не скатиться ни в пьяные частушки образца «Опа, опа, зеленая ограда», ни в пляски в кокошниках, почему-то считающиеся едва ли не единственным проявлением русской народной культуры. Просто поет русские песни. Хоть и не народные. Хотя кто знает – может, каким-то из них еще суждено в свое время стать таковыми.

И второй момент. Он стал популярен просто благодаря роликам, снятым на мобильный телефон, которые выложил в интернет его приятель. Так раньше «случайно» расходились по всей стране на катушках и кассетах записи бардов, сатириков и рокеров.

Вообще, последние годы благодаря виртуальной сети случаются интереснейшие вещи. Порой в интернете самое большое количество просмотров набирают не так называемые «звезды», а никому до этого не известные люди – актер с песнями под гармонь, девочка, читающая стихи… Я больше чем уверен, что, приди кто-то из них с этим материалом на телевидение или радио, их шансы попасть в эфир были бы ничтожны, если бы вообще были. Мне многие рассказывали, что большинство тех, от кого зависит судьба чьего-то попадания в эфир, любят рассуждать о том, что «народу это не нужно» (хотя бывает, что количество просмотров в интернете говорит об обратном). Ну да я не об этом.

У меня часто складывалось так, что артисты, которых я теперь слушаю помногу и с превеликим удовольствием, при первом знакомстве не производили особого впечатления. Или производили – но казалось, что это не мое и моим никогда не станет. Позже, поразмыслив, я пришел к выводу, что в окружающем шуме и море «официально одобренной» музыкальной, кино- и прочей информации (в большинстве случаев «причесанной» под весьма жесткие стандарты), сталкиваясь с чем-то, что из этих стандартов выбивается, не всегда сразу понимаешь, что это и зачем так. (В чьих-то воспоминаниях читал, что многие знакомые не могли с первого раза принять песни Янки Дягилевой – они не могли понять, как можно так рвать душу в песнях и зачем это делать, если можно тихонько мурчать про очередные какие-нибудь «ты мне опять не позвонил».)

И вот когда сумеешь все-таки открыться этому новому и непривычному, порой случаются удивительные открытия. Причем не только в том, что услышал или увидел, но и в себе. Оказывается, новое впечатление помогло заново открыть какую-то часть себя, о которой стал уже забывать или давно забыл. И, возможно, это ощущение для тебя самого даже ценнее, чем «открытие нового таланта».

И хочется, чтобы таких вот открытий было побольше. Потому что из них, как мозаика, и складывается картина того, что было в жизни самым ценным. А большинство из остального забудется уже на следующий день.