Суши-роллы-Мураками

Оценить
«Ты знаешь, я так увлеклась японской культурой!» – как-то взахлеб рассказала мне одна моя знакомая. – Я только теперь понимаю, насколько они выше и духовнее, чем мы».

«Ты знаешь, я так увлеклась японской культурой!» – как-то взахлеб рассказала мне одна моя знакомая. – Я только теперь понимаю, насколько они выше и духовнее, чем мы». На поверку оказалось, что все изучение японской культуры выразилось в посещении суши-баров и прочтении пары книг Харуки Мураками. Ну и еще дома на полке водворилась статуэтка Будды.

В качестве дальнейшего погружения в японскую культуру барышня выбрала проведение у себя дома тематической «японской» вечеринки. Это, значит, чтобы все пришли в одежде, хотя бы отдаленно напоминающей японскую национальную и ели суши. Остальные составляющие вечеринки – темы для разговоров и даже сопровождающая музыка – могли быть любыми. Ах да, еще можно было читать и сочинять хайку.

Я ничего плохого не хочу сказать о той своей знакомой – в конце концов, девушка она добрая и искренняя. Но вот такая поспешность в убеждении самой себя в том, что она является специалистом в японской культуре, меня малость озадачила.

Позже я понял: дело вовсе не в Японии. Просто так совпало: в то время как раз стали плодиться суши-бары, многие артисты стали говорить о своем увлечении восточной культурой, а одним из самых популярных писателей на этой волне стал как раз Мураками. (Хотя мой друг рассказывал мне, как к его знакомому приехали коллеги-японцы, и тот, желая им польстить, повел их в наш суши-бар. Так те японцы сначала даже не поняли, что это такое. Потом уже объяснили, что у них все это выглядит совсем иначе. И на вкус, кстати, эти самые роллы тоже другие. И производятся как-то по-другому.)

В общем, все это было не более чем следование очередной модной волне. Если бы поднялась мода на азербайджанскую, испанскую или, скажем, эстонскую культуру – и вечеринка бы планировалась соответствующей. Еще один мой приятель называет это «синдром суши-роллы-Мураками» – это когда человек, повинуясь общей моде на какое-либо движение, выдает себя за его адепта, при этом знакомство с ним ограничивается двумя-тремя символами.

Собственно, я к чему. Мне кажется, что вот это следование только тому, что модно в данный момент, в ущерб прочим своим интересам – это сознательное обкрадывание себя ради того, чтобы тебя приняли в какой-то «актуальной» на данный момент тусовке. Сам я никогда, даже в подростковые годы, не состоял ни в одной из тусовок (хотя во многих из них у меня были и есть добрые знакомые – очень милые и приятные люди). И вовсе не из принципиальных соображений и не из желания считать себя героем-одиночкой – мне просто было непонятно, зачем по собственной воле как бы отрезать от себя какую-то часть.

Ведь любая тусовка предполагает, как правило, довольно узкие предпочтения в музыке, фильмах, книгах (если они вообще там подразумеваются), одежде, мировоззрении, в конце концов. А мои музыкальные и прочие предпочтения всегда были жанрово широки и часто даже противоречивы, и уже при одной мысли о том, что кто-то будет мне диктовать «вот это надо слушать, а это нет», мне становилось дурно. Это все равно что кто-то будет вам указывать: «морковку есть нельзя – тебя не поймут. Питайся только бифштексами – тогда наши тебя будут уважать». Не правда ли, довольно глупо?

А самое смешное, что пройдет несколько лет, и тусовка, в которую вступил сейчас, окажется неактуальной и на смену ей придет другая. И если захочешь оставаться «на плаву» в этой среде, придется перестраивать себя заново.

Изменения в себе, движение вперед, к новому – это в принципе здорово. Только вот в этом случае эти изменения будут не ради себя, а ради того, чтобы кто-то посчитал тебя модным. Какой выбор при этом сделать, каждый решает сам.

Мне же кажется, что это попросту неинтересно.